Гостиничный рынок России


На гостиничный рынок влияют не только экономическая ситуация в стране, имидж государства на мировой арене, система налогообложения и национальный менталитет. Больше всего объем инвестиций в индустрию гостеприимства зависит от уверенности бизнесменов в будущем — ведь это долгосрочное вложение, плоды которого придется пожинать не сразу.

Российские власти принимают меры по поддержке гостиничного бизнеса. Так, 9 апреля мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ, предусматривающий льготы для гостиниц. Согласно документу, налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость увеличенной на коэффициент 2 минимальной площади номерного фонда гостиницы. Льготы будут действовать 5 лет, до 2020 года, и не исключено, что появятся они и в других городах. Причина поблажек со стороны властей — чемпионат мира по футболу, в связи с которым FIFA предъявила серьезные требования к количеству и качеству номерного фонда в столице. Кроме того, законопроект должен стимулировать развитие качественных мини-гостиниц и остановить распространение в столице хостелов, которые нередко находятся в обычных квартирах и не зарегистрированы в качестве отелей.

Несмотря на нестабильность экономической обстановки в России, иностранные инвесторы по-прежнему продолжают строить в ней отели. С октября 2013 года по октябрь 2014-го с привлечением иностранного капитала было построено 37 новых гостиниц, что на 20 больше, чем годом ранее. Всего, согласно исследованию консалтинговой компании JLL, рынок брендированных отелей в России в 2014 году увеличился почти на 8600 номеров, причем большая их часть — 6300 номеров — появилась в Сочи в связи с Олимпиадой. По прогнозам, если все заявленные операторами проекты будут реализованы, к 2020 году количество гостиниц — международных брендов в нашей стране приблизится к 285. А это больше 61 тыс. номеров в 55 городах. Однако доля сетевых отелей на рынке остается невысокой и большинство гостиниц работают без раскрученного имени.

Факторы риска

Прогнозы экспертов по поводу итогов 2015 года не так оптимистичны. По данным JLL, в 1 квартале вложения в гостиничный бизнес составили только 2% от общего объема инвестиций в российскую недвижимость. Для сравнения: этот показатель за соответствующий период прошлого года составлял 6%.

В новом году в России иностранными инвесторами будет построено 5100 номеров, причем на Москву придется менее четверти от этого числа, а вот в Санкт-Петербурге новых отелей возводить не планируется вовсе. Стоит заметить, что в это число включены и те отели, строительство которых было начато 3−4 года назад, до начала экономического кризиса и событий на Украине, и специалисты не исключают, что ввод некоторых объектов будет отложен на неопределенное время.

Во время кризиса, как известно, в первую очередь страдают три отрасли: недвижимость, автомобилестроение и туризм. От покупки еды и даже определенного досуга в выходные дни люди отказаться не могут, а вот от поездок в отпуск — вполне, что и происходит сегодня. «Вы увидите, что гостиницы становятся невостребованными и фактически «выбрасываются» на рынок, как это случилось после кризиса 2008 года в Греции, Италии и Испании. В этих странах до сих пор многие отели продаются за мизерные деньги», — обращает внимание Василий Колтаптов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений.

С началом обострения политической ситуации на Западной Украине в начале 2014 года были аннулированы цепочки заездов туристов из стран США, Японии, Скандинавии, стран Балтии. В преддверии низкого сезона в столице это привело к ужесточению конкурентной борьбы и переделу клиентских потоков на гостиничном рынке Москвы. С учетом ориентации туроператоров на новые, качественно другие рынки несложно спрогнозировать, что стоимость гостиничных услуг вряд ли будет расти. Большинство иностранных компаний, работающих в России, выбирают сетевые отели, полагая, что уровень сервиса в них выше, чем у несетевых. Значит, именно у них в кризис будет больше шансов выжить — российские фирмы, входя в режим жесткой экономии, сокращают расходы на различные мероприятия и командировки сотрудников.

Мини-революция

Рынок мини-гостиниц, хостелов и других малых средств размещения (МСР) уже несколько лет показывает стабильный рост в Санкт-Петербурге и Москве. По данным Межрегионального объединения развития индустрии хостелов, в этих двух российских городах насчитывается около 2,4 тыс. МСР, или около 49% от общего числа по стране. Средний прирост такого номерного фонда в России — около 10% ежегодно, а в преддверии ЧМ-2018, к 2017 году, он составит 20% по сравнению с 2016-м. Что касается регионов, то в них количество хостелов и мини-гостиниц может увеличиться на 50%, а насыщение рынка — наступит через два-три года. Сумма инвестиций, необходимая для открытия хостела, в среднем составляет около 1 млн рублей, а вся «мини-отрасль» имеет среднегодовой оборот по России около 15 млрд рублей.

Впрочем, не стоит думать, что кризис не коснется мини-гостиниц и хостелов. В первую очередь люди выбирают дешевые варианты размещения по той причине, что койко-место в них стоит меньше, чем аренда отдельных апартаментов. С тем учетом, что предложение по аренде квартир в Москве в конце 2014 года уже превышало спрос в четыре раза, а ставки в начале нового года начали падать, взгляд туристов может переместиться именно в эту сторону.

Борьба за выживание

Огромную популярность в современном мире приобрело бронирование номера в интернете. Поэтому раскрутка гостиницы на различных интернет-порталах крайне важна для ее выживания, причем касается это абсолютно любого сегмента, начиная с хостелов и заканчивая элитными отелями. Чтобы выжить в условиях конкурентной борьбы, отели стремятся сохранить качество сервиса и увеличить долю лояльных отельному бренду клиентов, проводят постоянный мониторинг отзывов об отеле в Сети, развивают сегмент электронной коммерции за счет обеспечения высокого рейтинга на площадках онлайн-бронирования.

Что касается ресторанов, баров и другой сопутствующей инфраструктуры, то, как говорят представители отельной индустрии, вкладывать в нее значительные средства имеет смысл в том случае, если это поможет заполнить отель. «Традиционно наибольший доход отелю приносят услуги размещения, все остальные являются сопутствующими и ориентированы большей частью на обеспечение загрузки номерного фонда. Так, например, нередко бывает в небольших отелях: гостиница содержит убыточную службу питания с целью обеспечения хороших продаж по проживанию», — отмечает Лариса Зацепилина, директор по маркетингу УК ГОСТ «Отель Менеджмент», в состав которой входит сочинский гранд-отель «Родина».

Инвестируя сегодня в развитие любой гостиницы, следует закладывать достаточные средства на ее продвижение. «Фактически сейчас понятие «продвижения отеля» равно интернет-маркетингу. В Сети — самая низкая цена за полученный контакт и все возможности для привлечения разных сегментов туристов. По нашему опыту, нормальными тратами на продвижение является 2−5% от выручки отеля», — считает Сергей Скорбенко, генеральный директор Digital Will.

Безопасность инвестиций

Говоря о том, как сегодня инвестировать средства в российский гостиничный бизнес с минимальным риском, в первую очередь нужно понимать, что каждый отель индивидуален и общих подходов в этом вопросе нет. «Уж чего точно не стоит делать, так это начинать строительство новой гостиницы. Если и вкладывать деньги, то в уже готовый и работающий бизнес, оценивая риски падения туристического потока», — считает Василий Колташов. По мнению экспертов, «безопаснее» всего инвестировать в гостиницы эконом-класса. Безусловно, дорогие отели с мировым именем будут пользоваться спросом всегда, однако в целом элитная недвижимость в кризис падает в цене значительно больше активов эконом-класса.

Возвращаясь к свежим цифрам, стоит сказать, что рынок гостиничных услуг России сегодня ведет себя очень непредсказуемо. Очевидно, что по операционным показателям за 1 квартал нельзя судить о том, как покажет себя индустрия гостеприимства в дальнейшем. В январе-марте 2014 года доходность на номер была на 1,5% ниже по отношению к аналогичному периоду 2013-го, однако по итогам года в целом тот же показатель отставал уже на 11%, что видно из апрельского исследования JLL. Влияние экономической и геополитической ситуации на рынке гостиниц Москвы стало ощущаться начиная со 2 квартала прошлого года, а значит, только с апреля мы увидим реальную динамику этого года к кризисному 2014-му. Если разница в показателях окажется незначительной, это будет свидетельствовать о том, что ситуация на гостиничном рынке России хоть и не восстанавливается, но стабилизируется, уверены аналитики JLL.