Открытие спа-салона на базе салона красоты


Манящее как взыскательных клиентов, так и предприимчивых владельцев красивого бизнеса слово СПА сегодня имеет очень широкий диапазон значений. Для одних это синоним водолечения, для других — угроза кошельку, для третьих — символ элитарности. Успешный опыт первых российских СПА и постоянно растущий интерес клиентов убедительно продемонстрировал, что у концепции СПА и веллнесс в России большое будущее.

Сегодня практически все эксперты индустрии красоты и здоровья утверждают, что между салоном красоты класса «Люкс» (особенно созданным по мировым стандартам) и рядовым дейспа (СПА-салоном) можно смело ставить знак равенства. В России на фоне хорошо развитого рынка парикмахерских и косметологических услуг возникла такая «компромиссная» форма бьюти- и СПА-сервиса, как «салон с элементами СПА». В общих чертах это обычный салон красоты, в котором оборудуется либо один кабинет для оказания СПА-услуг, либо такие услуги изначально присутствуют в структуре предложения, но дополнительно — с помощью интерьерных решений, индивидуализации сервиса и ряда СПА-атрибутов — для клиентов создается атмосфера СПА.



Как открыть СПА-салон на базе салога красоты

Итак, если вы решили, что рядовой салонный бизнес вам уже «тесноват», но не решаетесь глобально инвестировать в новый, рискованный CПA-бизнес, можно начать с модернизации уже существующего салона красоты и обойтись «малой кровью». Способов перехода на новые рельсы несколько:

  • Полная реконструкция салона (весьма дорогостоящее дело, в среднем требующее вложений около 2000 евро на 1 квадратный метр);
  • Создание небольшой СПА-зоны в одном из свободных или нерентабельных помещений (это может быть любая площадь, начиная от 20 кв. м);
  • Создание единичного кабинета «мини-СПА» (включающего, например, гидромассажную ванну, массажный стол и альфа-капсулу);
  • Оформление существующих помещений в стиле СПА без изменений в планировке и без дополнительного оборудования.

Дейспа (day spa) на мировом рынке впервые появились в США в конце 50-х, и до недавнего времени это была основная и наиболее многочисленная категория СПА. Сегодня по темпам роста и емкости ее опережают гостинично-курортные СПА (hotel/resort spa).

Клубные спа (club spa), которые входят в структуру фитнес-клубов, это фактически те же спа-салоны. Их принципиальным отличием по сравнению с гостиничными и даже с дейспа является постоянная клиентская база, которая практически полностью формируется за счет членов клуба.

В категории спа-салонов на мировом рынке функционирует много разновидностей: ногтевые (nail spa), косметические (facial spa), урбанистические (urban spa), экспресс-спа, СПА только для мужчин (men's spa) и только для женщин (women-only spa).

Как подготовить клиентов

Вопреки расхожему мнению о необходимости в первую очередь приобрести одну-две единицы СПА-оборудования или переделать один из кабинетов в хаммам, начинать следует не с переоснащения вашего салона.

Первым этапом открытия своего СПА-салона является анализ целевой клиентуры и ее сегментирование. Ответьте себе на следующие вопросы:

  • Кто ваши клиенты сегодня, каковы их запросы, мотивы и истинные потребности?
  • Готовы ли ваши ключевые, постоянные клиенты превратиться в клиентов СПА уже сегодня или это только ваше желание, которое может не совпасть с их потребностями или финансовыми возможностями?
  • Будут ли все ваши клиенты пользоваться новыми CПA-услугами либо это будет нишевый продукт для кластерной клиентуры?
  • Придется ли вам дополнительно заниматься привлечением клиентов на новый формат сервиса?
  • Насколько изменится порядок цен в вашем салоне и повлияет ли новый сегмент на структуру доходов/расходов?

Выбираем концепцию

Необходимо продумать стилистическое соответствие новых помещений и зон уже существующим основным помещениям салона. Здесь возможны два подхода: либо СПА-зона органично вписывается в стиль заведения, либо, наоборот, заметно выделяется из общих стилистических решений. Фактически речь идет о выборе концепции. Будет ли СПА-сегмент салона представлен ароматерапией или хаммамом, талассотерапией или грязелечением — этот ваш выбор предопределит, помимо конкретных услуг и продуктов, также и оформление интерьера.

По какому пути вы бы ни пошли, существует ряд непреложных требований, которые необходимо соблюсти, чтобы вывеска «СПА» на вашем салоне не была лишь красивой приставкой, а ожидания клиентов оправдались:

  • Независимо от объемов, площадей и набора услуг, CПА-процедуры предполагают отдых клиентов между процедурами и после них. Это делает зону отдыха и релаксации не менее обязательным помещением в СПА, чем кабинет гидротерапии. Площадь зоны отдыха может быть небольшой, а вместо кушеток с подогревом вполне можно разместить уютные мягкие кресла с пледами и кофейными столиками. Зона отдыха не должна располагаться в местах активного передвижения клиентов и должна иметь хорошую звукоизоляцию.
  • Основным продуктом СПА во всем мире признается высокий, клиенториентированный сервис, а следовательно, при переходе на работу в формате СПА весь персонал должен пройти дополнительные тренинги сервисных навыков и СПА-этикета. Основными признаками СПА-сервиса, наряду с высокой квалификацией персонала, являются процессуальная точность, индивидуальное сопровождение клиентов, особая атмосфера повышенной комфортности.
  • Не забудьте о таких элементах сервиса, как мягкие халаты и тапочки, качественное одноразовое белье, бесплатная питьевая вода и комплиментарные фирменные напитки.
  • Клиенты ценят особую атмосферу CПA не менее, чем конкретные процедуры и услуги. Для создания такой атмосферы не забудьте о типичных СПА-атрибутах: приглушенное освещение, горящие свечи (из соображений пожарной безопасности можно взять светодиодные), живые растения, аромалогия помещений (аромалампы с эфирными маслами), звучание специально подобранной СПА-музыки.
  • Что касается специального оборудования, то прежде всего рекомендуется оценить сроки его окупаемости, рейтинг популярности на местном рынке, а также готовность ваших инженерных систем и коммуникаций для его установки. Сегодня СПА не является синонимом водолечения, и поэтому не следует спешить с установкой СПА-бассейнов и джакузи, душей Шарко и Виши. Опыт показывает, что это оборудование окупается достаточно медленно, поскольку водные процедуры слабо продаются как моно-услуги.
  • Банные кабины (хаммамы, сауны) требуют значительного инженерного переустройства помещений и не всегда способствуют привлечению клиентов в СПА-салон, поскольку на рынке уже имеется достаточно «настоящих» образцов акватермального сервиса — комплексов, оснащенных самыми разнообразными банями, с полноценными условиями для парения. Универсальным оборудованием, сочетающим в себе почти все физические факторы воздействия на организм, являются всевозможные «капсулы» и «коконы» — микроклиматические установки, включающие эффект парения, вибромассажа, ароматерапии и хромотерапии, а иногда и душа. Такое оборудование не требует дополнительной теплоизоляции помещения и особых условий подключения к сетям.
  • Предлагая новый формат СПА-сервиса своим клиентам, обязательно пересмотрите меню услуг. Акцент должен делаться не на разовые услуги, а на пакеты услуг и комплексные программы. При описании услуг не забывайте описывать их эффект и упоминать используемые косметические продукты, чтобы клиенты увидели отличие вашего предложения от стандартного набора услуг в салоне.
  • Немаловажным элементом при открытии CПA-салона является выбор косметических продуктов. Сегодня российский рынок насыщен профессиональной косметикой самого высокого уровня и практически всех направлений. Если ваши финансы и условия поставщиков это позволяют, не ограничивайтесь одной маркой и обязательно продумайте новый ассортимент розничных продаж, соответствующий новым вкусам и предпочтениям ваших клиентов.
  • Прежде чем анонсировать новые услуги вашего СПА-бизнеса на рынке, отнеситесь как можно более внимательно к инструментам рекламы и маркетинга. Далеко не все то, что используется в качестве рекламных инструментов в индустрии бьюти, абсолютно применимо к СПА. Если вы не можете воспользоваться услугами профессиональных бренд-мейкеров и копирайтеров, изучите рекламные материалы и вебсайты конкурентов с точки зрения восприятия их вашими постоянными и новыми клиентами. Это поможет вам грамотно подготовить собственные рекламные материалы.

При соблюдении вышеизложенных рекомендаций ваш салон станет полноценным СПА, независимо от площадей и объемов, количества услуг и инновационности оборудования.