По Нью-Йорку на велосипеде


В шлемах и без, в костюмах и джинсах, молодые и не очень, велосипедисты в Нью-Йорке — такая же часть пейзажа, как желтые такси. Весной 2013 года ньюйоркцы получили от властей королевский подарок — в городе была запущена система велопроката Citi Bike, и к коренным любителям велосипедов добавились туристы и новые поклонники этого средства передвижения. В Нижнем Манхэттене и Бруклине открыто более 10 тысяч док-станций, в обращении находятся 6 000 велосипедов. Теперь составление оригинальных веломаршрутов по более чем 1200 километрам велодорожек — главное нью-йоркское развлечение.

Если решение провести день на колесах принято, правильнее всего купить велосипедный абонемент. Сделать это можно при помощи кредитной карты на любой док-станции, абонемент стоит 10 долларов и дает право арендовать велосипед в течение последующих суток. Теперь можно разъезжать по городу от станции к станции целый день. Только важно не забывать, что по правилам аренды следует возвращать велосипед на любую из станций в течение 30 минут. В Нижнем Манхэттене станции на каждом шагу, так что выполнять это ограничение, периодически меняя велосипеды в пути, совсем несложно. Найти станции и проложить маршрут между ними поможет мобильное приложение Unlock a Bike. Unlock New York.




Механизм аренды велосипедов очень прост — поездку можно начинать в любое время. В качестве отправной точки маршрута подойдет набережная Гудзона. Здесь, на пересечении Десятой авеню и Западной 26-й улицы, находится пункт проката велосипедов. Но сначала стоит заглянуть в клуб «Парк» (The Park, 118 10th Avenue) и подкрепиться на дорогу. Пространство «Парка» посреди тесного Южного Вестсайда можно без преувеличений назвать гигантским. Несколько помещений соединены друг с другом, как сообщающиеся сосуды. Солнечным утром лучше всего расположиться за завтраком в атриуме. Обстановка здесь напоминает уголок английского парка — столики окружают кусты и живые деревья. А под высокими стеклянными потолками не умолкает щебет самых настоящих птиц.

Рядом с клубом находится знаменитый Хай-Лайн, виадук заброшенной железной дороги. В 1980 году, спустя полвека после запуска, здесь, на десятиметровой высоте над Нижним Вестсайдом, прошел последний поезд. А в середине 2000-х благодаря энтузиазму архитекторов Джошуа Дэвида и Роберта Хаммонда участок дороги длиной в два километра превратился в необычный парк. Теперь здесь прорастающая сквозь преграды бетонных плит строго дозированная растительность, уходящие вдаль ржавые шпалы, беспорядочно расставленные скульптуры и передвижные лавочки с уличной едой.

Подкрепившись и поглазев на прохожих с высоты Хай-Лайна, можно наконец отправиться на док-станцию, получить заветный синий сити-байк и вырулить на велосипедную дорожку вдоль Гудзона. Двигаясь на юг, в сторону Сохо и Нижнего Манхэттена, можно увидеть, как садятся и взлетают вертолеты с площадки на набережной, а к пристани причаливают огромные океанские лайнеры. Впереди над всеми строениями возвышается Башня Свободы (Freedom Tower), возведенная на месте Всемирного торгового центра.

Спустя минут десять неторопливой езды по набережной нужно повернуть налево, на Кристофер-стрит, проехать один квартал на север до Десятой авеню и далее по ней — до Пятой. Теперь поворот направо, и следующий пункт назначения — парк Вашингтон-сквер (Washington Square Park).

Самое красивое место для въезда в парк — помпезная мраморная триумфальная арка архитектора Стэнфорда Уайта, построенная в 1895 году вместо деревянной предшественницы. Арка также является неофициальным символом находящегося неподалеку Нью-Йоркского университета (NYU). На окруженной газонами и деревьями круглой площадке любит собираться нью-йоркская богема и проводят свободное время студенты.

Каждый день здесь можно встретить уличных музыкантов — некоторые из них за небольшое вознаграждение виртуозно исполняют концерт Рахманинова на рояле, выставленном прямо на улицу.

Рядом с парком, если проехать по Западной 4-й улице мимо библиотеки Элмера Холмса Бобста и других университетских зданий, шумит легендарный Бродвей, самая длинная улица Нью-Йорка. Следуя по ней мимо Грейт-Джонс-стрит, Бонд-стрит и Бликер-стрит, нужно повернуть налево, на Восточную Хаустон-стрит, и, не останавливаясь, доехать до ресторана «Деликатесы Катца» (Katz’s Delicatessen, 205 Houston Street). Велосипед можно оставить на док-станции рядом с рестораном (пересечение Аллен-стрит и Восточной Хаустон-стрит) или дальше, на станции в парке на Стентон-стрит в нескольких кварталах от ресторана.

«Катц» — место историческое, совершенно нью-йоркское и очень популярное. Сюда приходят, чтобы попробовать настоящий пастрами, или «еврейскую свинину». Жирная, приготовленная определенным образом говядина действительно по вкусу напоминает свинину. Это традиционное блюдо нью-йоркской еврейской кухни. Два почти невидимых кусочка хлеба, смазанных горчицей, едва сдерживают натиск целой горы тонко нарезанного мяса, которое предварительно промариновали, прокоптили и приправили специями. Обязательное дополнение к пиру желудка — тарелка соленых и малосольных огурцов.

На входе посетителям выдают специальный билет. По нему делается заказ, его же предъявляют на выходе для оплаты. Потерявшим билет придется платить штраф — 50 долларов. Получив билет, нужно подождать в очереди и проследовать за официантом за столик с обслуживанием.

Те, кто торопится, могут подойти к прилавку самообслуживания и уже с подносом искать свободный столик. Кстати, за столики в «Катце» принято подсаживаться.

После ресторана самое время взять новый велосипед и отправиться на юг по Ладлоу-стрит до Деланси-стрит в квартал Маленькой Италии, где в начале XX века жили отчаянные итальянские мафиози. Здание Mietz Building (128 Mott Street) служило прикрытием копполовскому «крестному отцу» — официально здесь базировалась компания по торговле оливковым маслом Genco Olive Oil, но на самом деле находился генеральный штаб дона Корлеоне. Сегодня эта часть Маленькой Италии отошла к Китайскому кварталу, поэтому не исключено, что в будущем здание с фасадом в стиле ар-деко станет съемочной площадкой китайской криминальной драмы.

Чуть южнее, в направлении Лафайет-стрит, зажатой между парком Коллект-понд и парком Коламбус, высится другое примечательное здание — Криминальный суд США (100 Centre Street). Имея при себе удостоверение личности, сюда может попасть любой желающий — послушать настоящее дело, посмотреть на подозреваемых и преступников, совсем как в телесериале «Закон и порядок». Как раз рядом, на углу Сентер-стрит и Уорт-стрит, есть велосипедная стоянка.

Лафайет-стрит выводит прямо к Бруклинскому мосту. Построенный в 1883 году по проекту архитектора Джона Роблинга из стали, с внушительными готическими башнями, мост, пересекая Ист-Ривер, соединяет Манхэттен и Бруклин. Это самый длинный подвесной мост в мире и, пожалуй, самый известный мост в Нью-Йорке. Проехаться по его средней части, отданной на откуп пешеходам и велосипедистам, — одно удовольствие.

Не доезжая до конца, нужно спуститься налево, по лестнице, выводящей на Вашингтон-стрит. Здесь, зажатый между Манхэттенским и Бруклинским мостами, расположился район Дамбо, нью-йоркское «подмостовье». Некогда промышленный район Бруклина, с бумажной фабрикой, мыловаренным заводом и многочисленными складами, с 1970-х годов Дамбо стал любимым местом художников и скульпторов, арендовавших здесь под студии просторные дешевые лофты и подвалы. Теперь промзона превратилась в центр технологических компаний и стартапов. Аббревиатура DUMBO (от англ. Down Under Manhattan Bridge Overpass — проход под Манхэттенским мостом), на английском языке созвучная слову «тупой», была придумана в 1978 году для отпугивания новых застройщиков, бурная деятельность которых могла повлиять на стоимость недвижимости и облик района. Сегодня Дамбо — типичный продукт джентрификации, с благоустроенной набережной, арт-галереями, магазинчиками с дизайнерскими мелочами и одеждой, стильными ресторанами, а также со своим арт-фестивалем, который проходит в сентябре.

Велосипед пора сдавать, и сделать это можно на пересечении Вашингтон-стрит и Фронт-стрит. Конец дня можно провести поблизости, в баре Jay and Water на Джейстрит (68 Jay Street). А можно прогуляться до «Карусели Джейн», установленной между Бруклинским и Манхэттенским мостами. Отреставрированная Джейн Валентас карусель 1922 года с расписными деревянными лошадками располагается в прозрачном, придвинутом к самой воде кубе. Прокатиться на карусели можно до семи вечера, а затем с наступлением темноты полюбоваться ее подсветкой, отраженной в зеркале ист-риверских вод. А еще от карусели открывается панорамный вид на противоположный берег с частоколом небоскребов Манхэттена.