Дух экстаза — фигурка на капоте Роллс-Ройса


Самый знаменитый в мире орнамент капота известен в народе как «Эмили». Сейчас «леди» уже более ста лет, однако она абсолютно не утратила своего первоначального блеска.

Орнаменты капота вошли в моду около 1900 года. Целые подразделения европейских фирм занялись изготовлением минискульптур для автомобилей. Согласно оценкам, в автомобильной истории существовало около 6000 различных фигурок. Однако вначале они не символизировали конкретную марку, а просто служили украшением. Были элитные варианты, выполненные мастерами по индивидуальным заказам, но встречались и образцы безвкусицы, например, карикатуры на животных и людей. Так, в начале 20 века спереди, на крышках радиатора, можно было увидеть всевозможные забавные, фривольные и аляповатые артефакты.



Автомобилист-аристократ из Англии и его муза

Ей больше столетия, но она всё ещё чрезвычайно желанна — накапотная фигурка «роллс-ройса». «Дух экстаза» — официальное название «Летящей леди», которая с 1911 года украшает решётку радиатора седанов класса «люкс». Моделью послужила Элеонор Торнтон, возлюбленная и секретарь британского аристократа Джона Уолтера Эдварда Дуглас-Скотт-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Страстью лорда Монтегю, кроме его любовницы, были автомобили. Он владел одним из первых автомобилей с двигателем в Англии и издавал одну из первых автомобильных газет — «The car». Будучи политиком лорд прилагал много усилий, чтобы проложить путь автомобилю.

Аристократичный водитель «роллс-ройса» знал о популярности орнаментов капота. Однако на своём автомобиле он хотел видеть что-то более приближённое к искусству и поручил скульптору Чарльзу Роберту Сайксу сделать фигурку своей возлюбленной. Творение называлось «Шёпот». В летящей позе и развевающемся на ветру одеянии Элеонор Торнтон мчалась вперед на «роллс-ройсе» своего возлюбленного.

Дух экстаза

Креативный художественный подход к исполнению скульптуры привёл в восхищение богатую авангардную прослойку Англии. Так возникла идея создания единого орнамента капота в качестве символа марки. Поэтому автомобильный энтузиаст Монтегю объединил «роллс-ройс» с мастерством скульптора Сайкса, и вскоре его возлюбленная во второй раз послужила моделью для фигурки на радиаторе. Следующая миниатюра получила название «Дух экстаза» и прославилась во всём мире.

С 1911 года фигурка «Дух экстаза» предлагалась вначале как опция, а позднее — серийно для всех «роллс-ройсов», хотя Генри Ройс недолюбливал подобные «безделушки». Для него орнаменты капота были словно бельмо на глазу. Заключение творческой сделки между Сайксом и Монтегю состоялось только потому, что на момент заключения договора Ройс был болен. Хотя позже Ройс согласился, что скульптура «Дух экстаза» достойна автомобиля под его именем, но до конца своих дней всё же ездил без каких-либо фигурок на радиаторе, считая, что они нарушают гладкую линию передней части «роллса».

Каждая фигурка «Дух экстаза» делалась вручную. Литьё выполняли в соответствии с тысячелетним «принципом утраченной формы». По этой технологии, официально называемой «литьём по выплавляемым моделям», нужно разрушить форму, чтобы достать заготовку. Это объясняет тот факт, почему ни одна фигура не является точной копией другой. До 1951 года внизу каждого из уникальных экземпляров красовалась монограмма Чарльза Сайкса. Первые фигурки, лично подписанные Сайксом, и сегодня принадлежат к престижным объектам коллекционирования.

«Дух экстаза», или «Эмили», по-прежнему является общепонятным символом, олицетворяющим мечту о совершенном автомобиле класса «люкс». А Элеонор Торнтон — по крайней мере, после своей смерти — получила статус, который в силу условностей оставался недоступным для неё при жизни. Ей не суждено было увидеть успех статуэтки. Элеонор погибла 30 декабря 1915 года, когда пароход «SS Persia» был торпедирован немецкой подводной лодкой у побережья острова Крит в Средиземном море.