Короны монархов мира


Драгоценности монархов всегда заставляли трепетать людские сердца. Ведь даже самый рядовой бриллиант, оправленный мастером в золото для венценосной особы, становится августейшей ценностью и начинает блестеть иначе. Что уж говорить об уникальных представителях мира камней, которые традиционно занимали свое место в символах монаршей власти. Корона — непреложный знак отличия правителя от простых смертных — должна была быть убедительной.

И именно поэтому владыки всех времен не жалели средств на изготовление этого особого украшения: лучшие драгоценные камни, лучшее золото, лучшие мастера ювелирного дела. Сегодня большинство этих шедевров мирно покоится на подушках в музеях, под надежной охраной. Те же короны, что еще украшают представителей «действующих» династий, не имеют уже такой власти, как прежде, и воспринимаются скорее как дань традиции. А ведь были времена, когда за возможность возложить корону на голову хотя бы на несколько дней люди готовы были заплатить жизнью, своей или чужой. Все потому, что этот драгоценный символ непреложно ассоциировался с божественной природой высшей власти и заставлял любого склониться перед его обладателем. Но правители сменяли друг друга, имена многих затерялись в лабиринтах веков, а короны, некогда венчавшие их головы, до сих пор вызывают восхищение и загадывают загадки историкам.



Знак избранных

Хорошо известно, что традиция отмечать победителя триумфальным венком пришла из античной эпохи. Первоначально, в «простые» времена, эти знаки отличия делались из живых ветвей, причем не обязательно лавровых. Венки также могли быть сплетены из дуба или оливы — это зависело от того, кто из богов выступал покровителем состязания. Собственно, латинское слово «corona» и означает «венок». Но время шло, и на смену природным материалом пришло вечное золото. В эпоху римской роскоши венцы стали украшать драгоценными камнями, и по богатству этих украшений можно было судить о статусе владельца. Варвары, разрушившие Рим, вероятно, переняли традиции украшать головы своих вождей золотым обручем. А дальше на протяжении многих веков августейшие особы европейских держав старались перещеголять друг друга роскошью корон. Для украшения использовались самые большие, самые удивительные, самые дорогие камни и реликвии. Ограничивал фантазию монархов лишь вес будущей короны, все остальное не имело значения. Так, при изготовлении короны для русской императрицы Екатерины II мастера за два месяца совершили чудо: корона из золота и серебра, на которой сверкали 4936 бриллиантов и 75 крупных жемчужин, весила чуть меньше двух килограммов.

Всегда все вопросы законности престолонаследия решала коронация — тот, на кого возложен символ монаршего достоинства, является полноправным властелином. Обратной силы этот обряд не имел.

И тогда недовольным оставалось или смириться, или составить заговор. В случае удачного переворота победитель получал все ту же корону. Святость этого символа власти не смогли пошатнуть даже революции — в большинстве случаев дело заканчивалось реставрацией монархии. В Нидерландах, например, в 1815 году было принято решение восстановить королевскую власть после 200 лет существования республики. Любопытно, что тогда же была изготовлена самая «бюджетная» европейская корона — из позолоченного серебра и шапка. Тратиться на настоящие драгоценные камни практичные голландцы тоже не стали. Впрочем, на престиже королевской фамилии это никак не отразилось.

Золото лангобардов

Едва ли не самой старой европейской короной принято считать так называемую «железную» корону лангобардов. Точное время рождения этого венца за древностью происхождения неизвестно. Традиционно считается, что эту корону сделали в VI веке для Теодолинды, королевы племени лангобардов. Правда, некоторые ученые считают, что венец был сделан раньше и его изначальная «родина» — Византия. Так или иначе, легенда утверждает, что Папа Римский подарил Теодолинде гвоздь с Креста Господня и королева велела выковать из реликвии железный обруч, которым изнутри скрепили звенья короны. Именно из-за этой детали ее стали называть «железной». Если не заглядывать на изнанку, то древний знак королевской власти состоит из узорных золотых пластин, украшенных эмалью и драгоценными камнями. Диаметр короны тоже примечателен — она слишком мала для венца, способного охватить голову. По поводу размера ученые также спорят, но «официальная версия» гласит, что две пластины были утрачены в те времена, когда королевская драгоценность была отдана в залог. Это случилось в 1248 году, когда жителям города Монца — места постоянной «прописки» короны — не хватило денег на войну. Выкупить королевский артефакт смогли только через 70 лет.

А ведь это была официальная регалия итальянского королевского двора, и ею короновались императоры! Кстати, когда Наполеон Бонапарт провозгласил себя владыкой Италии, он также символически возложил на себя «железную» корону.

Для менее торжественных случаев он приказал изготовить особую, итальянскую корону, выполненную по королевской моде XVIII века, которая была более удобна для ношения. Позже корона лангобардов еще не раз осеняла итальянских монархов, а ныне она по-прежнему пребывает в соборе Святого Иоанна Крестителя в Монце. Правда, последние научные исследования нанесли ей сокрушительный удар: оказалось, что чудесно нержавеющая полоска из Гвоздя Господня сделана из серебра, и, таким образом, легенда о королеве Теодолинде никуда не годится... С другой стороны, эта корона венчала стольких великих людей, веривших в ее мистическую силу, что никакие научные разоблачения ей не страшны — она навсегда останется «железной короной», помнящей Византию и Карла Великого.

Загадки царской шапки

Пока Европа венчала своих монархов роскошными коронами, в России на представителя верховной власти возлагали отороченную мехом шапку Мономаха. Как и положено древнему артефакту, этот знак царского достоинства, конечно же, вызывает споры. Так, летописи говорят, что драгоценный головной убор был передан в дар киевскому князю Владимиру Мономаху его дедом, византийским императором Константином IX как знак преемственности от одной православной державы другой. Но хотя версия веками считалась «единственно верной», современные историки тщательно сопоставили даты жизни обоих правителей, и версия стала весьма сомнительной. Есть также предположения, что золотая шапка осталась в царской сокровищнице со времен Золотой Орды и имеет азиатское происхождение. Но в любом случае этот древний головной убор — произведение искусства.

Верх шапки (представляет собой тюбетейку) сработан из 8 золотых пластин, покрытых узорчатой сканью (рисунком, похожим по технике на филигрань), и украшен восемью крупными драгоценными камнями — четыре рубина и четыре изумруда. Венчает шапку чеканное «яблоко», на котором установлен украшенный жемчугом крест, который, вероятно, был добавлен позднее, как и дорогой соболиный мех, сменивший золотые подвески. Первым, кто «венчался на царство» этой регалией, был Иван Грозный. И эта традиция, перейдя к остальным русским монархам, держалась вплоть до 1682 года, когда на престол возвели сразу двух наследников — Ивана и Петра. Ради такого удивительного для русской истории случая для младшего — Петра Алексеевича — была сделана «шапка второго наряда», по образу и подобию главного венца, но несколько проще. Впрочем, коронация «копией» не помешала Петру I стать одним из величайших российских монархов. Однако никогда больше шапка Мономаха не использовалась для венчания на царство — наступал век имперских корон. А золотой убор с туманным прошлым благополучно дожил до наших дней, чудом уцелев в смутные времена, хранится в Оружейной Палате Кремля и по-прежнему хранит свои тайны.

Великие драгоценности великой Британии

Казалось бы, Великобритания — оплот монархических традиций — могла бы похвастаться самыми древними венцами королей. Но увы, и этот остров не миновали революции, и большинство сокровищ короны было уничтожено или распродано в годы правления Оливера Кромвеля (1653—1658). Несколько легендарных драгоценных камней из сокровищницы королевского дома все же удалось вернуть, и ныне они украшают корону Британской Империи, восхищая каждый своей историей.

Если начинать сверху, то в крест, венчающий корону, вставлен сапфир Святого Эдуарда. При жизни монарха этот камень украшал королевский перстень. И, согласно легенде, однажды король отдал его нищему в качестве милостыни. Но спустя некоторое время двое паломников из Святой Земли принесли перстень Эдуарду. При этом они рассказали чудесную историю о старце, который вывел их из песчаной бури, а наутро принес королевскую драгоценность и попросил отдать хозяину. Вскоре король умер, а когда спустя годы его могилу вскрыли, то тело оказалось нетленным. Это признали чудом, короля канонизировали, перстень вернули в сокровищницу, а века спустя сапфир увенчал корону.

Еще один знаменитый камень — рубин Черного Принца — украшает имперский венец спереди. И хотя это совсем не рубин, а крупная благородная шпинель, камень также имеет свою историю: его получил в уплату за военную помощь другой Эдуард, прозванный «черным принцем» из-за цвета своих доспехов. Камень передавался в королевском роду и, по преданию, спас жизнь Генриха V в битве при Азенкуре.

Под «рубином» расположен крупный бриллиант «Малая Звезда Африки», также известный как Куллинан II (вес 317.4 карата). Его предок, собственно алмаз Куллинан, весил в десять раз больше и был подарен Эдуарду VII. Но камень был хоть и огромный, но имел далеко не блестящую внешность и несколько трещин. После его распилки голландскими ювелирами родилось целое семейство Куллинанов всевозможных размеров, и самый главный из них украсил королевский скипетр, а тот, что поменьше, — имперскую корону.

И наконец, последний крупный камень в этой драгоценности расположен строго напротив, на задней части венца, — это так называемый сапфир Стюартов, доставшийся в наследство от угасшей династии. Камень долго кочевал из Шотландии в Англию и обратно, пока не нашел своего места на короне объединенной Великобритании. Всего же королевский венец украшают 2868 алмазов, 273 жемчужины, 17 сапфиров, 11 изумрудов и 5 рубинов, но при этом его вес составляет всего 910 граммов. Предыдущая версия этой короны была тяжелее, что причиняло монархам заметные неудобства. Впрочем, по сравнению с короной Святого Эдуарда, которая весит больше двух килограммов и используется для официальной коронации, имперский венец выходит не таким уж обременительным. Кстати, эти британские короны не являются собственностью королевского дома, они принадлежат государству. И в «свободное от работы время» лежат в Тауэре, исполняя роль музейных экспонатов. Так что, чтобы увидеть их вблизи, вовсе не обязательно просить аудиенции у королевы.