Молодость — это...


Наше общество озабочено возрастом. Бурно отмечаются дни рождения, внимательно отслеживаются приметы взросления и старения, всерьез обсуждаются вопросы о том, где прилично работать, что носить, о чем мечтать и чем питаться в таком-то возрасте.

Было бы странно, если бы рынок этим не пользовался. Особенно ходовой товар — молодость в ярких обертках. Нам говорят, что молодость — это...



Молодость — это сексуальность?

Самое очевидное свойство юных лет, которое вовсю используют создатели рекламы, клипмейкеры, писатели и режиссеры. Изображаемые ими молодые люди постоянно думают и говорят о сексе либо постоянно занимаются им, равно отчаянно и романтично. Люди среднего возраста, разумеется, в любви скучны и занудны, а влечение пожилых персонажей годится разве что для трагикомедий. На такой базе создается логическая цепочка: омолодись, купив это/сделав то — и к тебе потянутся прекрасные девушки или роковые мужчины.

Реальность куда благосклоннее к старшим поколениям. Юность в плане секса может похвастаться разве что количеством, и то если строгие родители и тяжелые жилищные и финансовые условия не помешают. Качество приходит с возрастом даже к мужчинам. Пусть своего физиологического пика возможностей они достигают примерно к 20, мозг не успевает за телом. Подростки слишком импульсивны и неопытны, чтобы в полной мере наслаждаться плотскими утехами. Опросы показывают, что увереннее всего в постели мужчины чувствуют себя годам к 50!

В отношении женщин тезис о качестве верен в еще большей степени, так как затрагивает и физиологию. Вероятность испытать оргазм, а тем более множественный, с годами возрастает. А вызванная неопытностью тревога «хорошо ли выгляжу, правильно ли я все делаю» угасает. В итоге в 45 лет большинство женщин признают, что их личная жизнь в спокойные 40 была куда лучше, чем в мятущиеся 20.

Психологи же тихо подтверждают — вопреки мифу о непременно бурном и незабываемом сексе на первом же свидании с незнакомцем самые раскрепощенные и взаимоприятные встречи случаются у пар, состоящих в давних и доверительных отношениях.

Молодость — это красота?

Идея бесконечного продления юности, страх перед старением стали наваждениями индустрии красоты. СМИ заполняются изображениями похожих как близнецы молодых героев. Образы пожилых людей уходят на обочину медиареальности, а зрелая красота оценивается разве что как исключение, в духе «ну, иногда и модель плюс-сайз бывает ничего». В итоге страх состариться и «испортиться» охватывает все более юную аудиторию, беспокойно высматривающую у себя лишние граммы, микронные морщины и седые волоски. Желательно, чтобы, завершив курс средства от акне, покупатель тут же пересел на средство от пигментных пятен. Возраст, когда какие-либо особые средства человеку не очень-то и нужны, рынок обработать не может, а значит, таких людей и не существует.

У реальной юности с красотой сложные отношения. С одной стороны, недостаток финансов, последствия радикальных экспериментов с внешностью. С другой — все та же неуверенность в себе и незнание своих сильных и слабых сторон. «Быть» и «казаться», как правило, приходят в гармонию годам к 30, когда и здоровье на высоте, и подать себя человек умеет. В связи с этим в США отмечают увеличение числа так называемых «кугуаров», роковых красоток 30−45 лет, которые с легкостью заводят романы с 20-летними юношами. Эволюция подсказывает мужчине обращать внимание на генетические признаки юности: гладкость кожи, ясные глаза, здоровые блестящие волосы — и зрелые хищницы легко обыгрывают на этом поле неопытных девушек.

Молодость — это перспективность?

Самое яркое противоречие между реальностью и образом молодости — это миф о молодом, перспективном специалисте. Пока на экранах и страницах показывают юных и успешных юристов и бизнесменов, детективов и моделей, IT-специалистов и журналистов, власть была и остается в руках старших поколений. При этом все прекрасно знают, как сложно начинающему найти работу. Все уже чувствуют давление стареющего цивилизованного общества, в котором число молодых падает, а пожилых — растет. И, в общем-то, даже странно, что популярная культура еще не повернулась лицом в сторону зрелых и престарелых, учитывая их количество и влиятельность. Наверное, это дело ближайшего будущего.

А пока люди, от природы обладающие даром выглядеть лет на 10 младше своего возраста, обнаруживают, что это плюс разве что для тех профессий, где торгуют лицом. В большинстве случаев это минус. Психологически молодых (или тех, кто ими кажется) в рабочем коллективе воспринимают как менее ответственных и компетентных, а также угрожающих статусу старших и размеренному рабочему процессу. Просто представьте, что вы общаетесь со знакомыми, которые потенциально могут предложить вам хорошую вакансию, но они думают, что вы гораздо младше, и, несмотря на все ваши умные речи, вы всего лишь недавний выпускник без опыта и практики. Существует научное подтверждение частичной правоте критического восприятия молодых специалистов. Мы уделяем слишком большое внимание хорошей памяти, скорости переключения и знанию школьной и вузовской программы. Но интеллект проявляется не только в этом. С возрастом он становится лучше в других областях: в сфере логики, контроля над эмоциями, умения принимать более верные решения и оценивать поведение других людей. Нейропсихологи знают например, что самые точные экономические оценки дают люди около 50 лет — вот они, перспективные кадры!

Молодость — это продвинутость?

Истина, в которой, кажется, никто не сомневается, — новое поколение самое технически продвинутое. Молодой — значит, при смартфоне, планшете или даже в гугл-очках и постоянно в какой-нибудь из актуальных соцсетей. Действительно, поколение, выросшее вместе с новыми технологиями, не расстается с ними и не режет колбасу на айпаде в отличие от наших бабушек. В Университете Мэриленда как-то провели эксперимент: предложили двум сотням студентов провести сутки без электронного общения, а потом отчитаться о впечатлениях. Сочинения получились душераздирающими. Студенты выразительно делились чувствами тоски и тревоги, одиночества и эмоциональной депривации.

Вот только зависимость не означает продвинутость. Как и в случае с сексом, речь скорее идет о количестве общения и повальной тяге к нему, чем о его качестве. Например, политтехнологи заметили, что молодые юзеры активнее всего распространяют информацию, особенно если это можно сделать одним кликом. Но когда доходит дело до более сложных и серьезных способов влияния на политическую жизнь — составления обращений, направления жалоб, проведения акций, лидерами и организаторами становятся люди старшего возраста. Молодежь — поверхностные серферы, активные потребители, но не продвинутые пользователи, не создатели контента, и тем более инфраструктуры. Истинный «админ» все еще бородат, а порой даже и седовлас.

Молодость — это бунтарство?

В современной литературе совсем недавно возник целый поджанр молодежной антиутопии. На смену полновесным «Мы», «Уловка-22», «1984» пришли облегченные «Голодные игры», «Делириум», «Избранная», «Увядание», «Гостья», «Инкарцерон» и тому подобные подростковые романы. С несправедливостью в различных вариантах тоталитарного будущего (или иного мира) в этих романах борются героические девушки. Эта фабула вполне соответствует устоявшемуся представлению о молодежи как о революционерах, бунтарях, ниспровергателях авторитетов. Но есть подозрение, что чем больше юношей и девушек с взором горящим изменяют общество в фантастических сюжетах, тем меньше их занимается этим в реальной жизни. Социологи, присвоившие современной молодежи обозначение «поколение У» (по аналогии с поколением X, рожденным между шестидесятыми и девяностыми), говорят о том, что дети нулевых скорее прагматики. Они понимают, что менять что-то нужно, они хотят сделать мир лучше (то есть удобнее), но настроены скорее на инновации и институциональные перемены, чем на революцию. Да и то сказать, их родители бунтовали в более стабильном обществе, а тут выступишь в экономический кризис — и последнего лишишься. Работать надо. К тому же, поколение У отличается особым индивидуализмом и потому с трудом объединяется против власти старших. Зато уж если протестует, то обязательно напишет об этом в «Твиттере». А может, сообщением в «Твиттере» весь протест и закончится.