Поколение Minecraft


В начале ноября компания Microsoft финализировала сделку по покупке Mojang, компании — создателя игры Minecraft. Большинство источников говорят о сумме в два миллиарда долларов. Как объясняют в Microsoft, если бы они просто оставили эти деньги в банке, заработок по вкладу был бы меньше, чем они планируют заработать на Minecraft в ближайший год. Но как продавать игру, которую и так с 2009 года скачали более 55 миллионов раз на все вообразимые платформы (Minecraft доступна для Windows, Linux, OS X, Xbox 360, Android, IOS, Raspberry PI, Xbox One, PS3 b PS4)? Может быть, Microsoft покупает не игру, а аудиторию?

Чтобы понять, что же такого особенного в игроках в Minecraft, сначала надо понять, чем игра отличается от остальных, «обычных» игр.




На момент выхода в 2009 году у Minecraft был совершенно уникальный графический стиль. Мутные текстуры как будто из игр эпохи «Денди», абсолютно все состоит из кубов. С тех пор — и именно благодаря Minecraft — появилась мода на ретрографику, и внешний вид игры уже не вызывает такого удивления. В целом стиль простой, очень узнаваемый и совершенно не отвлекающий от основного игрового процесса.

Minecraft имеет два основных режима игры: survival («выживание») и creative («творчество»), и по-настоящему инновационный режим — второй. В режиме survival игроку надо защищаться от существ, которые наполняют окружающее пространство и становятся особенно агрессивными ночью. Для этого необходимо построить жилье и обзавестись доспехами. Сделать это просто, строительным материалом служит окружающая среда: бьешь дерево — получаешь кубик древесины, бьешь по земле — кубик земли, по камню — кубик камня, зачерпываешь ведром воду — у тебя кубик воды. Всем кубикам присущи свойства элементов в реальном мире — например, камень крепче дерева, а дерево легко разжечь. Элементы можно объединять для создания новых. Так, песок, нагретый на любом типе топлива, превращается в стекло.

Этот режим больше всего похож на видеоигру в классическом ее понимании: есть цель (выжить), есть враги, есть герой, который может погибнуть. Но никаких правил и указаний к действию нет, каждый ищет собственный подход к решению проблемы. Это уже отличает Minecraft от большинства современных игр, которые дают конкретные задания и наказывают игрока за уход с предложенного пути. Но основная причина невероятной популярности Minecraft — режим «творчество». В этом режиме ресурсы не нужно искать, они доступны в бесконечном объеме, строить из них можно что угодно. По сути, это то же «Лего», только фантазия здесь не ограничивается ни количеством кубиков, ни законами физики, ни даже пространством, поскольку каждый новый мир в игре практически бесконечен. Конструктор с огромным количеством элементов, которые взаимодействуют друг с другом с огромным количеством вариаций.

Чаще всего в этом режиме создаются реплики существующих зданий, средств передвижения и сооружений из фильмов, книг и других игр. Например, уже существует дотошная реплика Королевской Гавани из сериала «Игра престолов», корабль «Энтерпрайз» из «Стар-трека», индийский Тадж-Махал и тысячи других масштабных сооружений. Такие проекты строятся либо маньяками-одиночками на протяжении нескольких месяцев, либо на специализированных форумах друг друга находят «работники», которые по плану определенного «архитектора» договариваются строить какой-нибудь объект. С учетом прямолинейности этого аспекта игры тот факт, что достаточно скучная и кропотливая работа превратилась для многих в удовольствие, — само по себе достижение.

Еще одно основополагающее отличие Minecraft от многих других игр — совершенно иной способ взаимодействия. Большинство подобных игр требует поведения в формате game — игры по заданным правилам, с целями, которые заложены создателем, где конечная цель — состояние выигрыша и возможен проигрыш. Тем же правилам подчинены карточные и настольные игры. A Minecraft устроена скорее как платформа, не для game, а для play, не для игры, а для играния. Предлагая набор инструментов, Minecraft дает полную свободу взаимодействия с ними. По принципу play строится игра с кубиками «Лего» без инструкции, и создание детьми сюжетов со своими физическими игрушками, и даже собирание карточных домиков. Конечно, игры, построенные на принципе play, существовали и раньше и пользовались огромной популярностью — например, серия игр The Sims, — но у всех них было гораздо меньше доступных инструментов, чем в Minecraft.

А вот с помощью инструментов Minecraft самые неугомонные фанатики создают в игре рабочие жесткие диски, которые могут хранить до 4 кБ данных в бинарном коде (примерно две страницы текста). Это виртуальный компьютер, сам факт существования которого внутри игры поражает воображение. Не меньше поражает воображение и то, что в Minecraft был создан рабочий 3D-принтер (очень сложная система, которая позволяет задать параметры, на основе которых в игре будет напечатана модель), а также проводились выставки искусства.

В ООН тоже обратили внимание на гибкость системы, которая есть в игре. Представители организации связались с разработчиками, чтобы совместно запустить программу, которая позволяет детям и взрослым в перенаселенных городах некоторых африканских стран планировать реконструкции городов, делать их более пригодными для жизни и моментально иметь возможность изучить изменения в виртуальном мире перед тем, как превратить их в настоящие инфраструктурные проекты. В 2011 году с благословения создателей несколько учителей сделали модифицированную версию игры, которая позволяет очень просто подстраивать игровой процесс под любой школьный предмет и использовать для обучения, а также содержит огромное количество «уроков», которые созданы технически подкованными преподавателями. Уже более 20 000 детей по всему миру изучают языки, физику, архитектуру, программирование, историю с помощью специальной образовательной версии игры.

Основное преимущество игроков в Minecraft перед теми, кто в нее не играет, — более развитая фантазия и пространственное мышление. Многие другие игры оттачивают рефлексы и решение логических задач с одним правильным ответом. Эти навыки, несомненно, полезны, но их тяжело применять, если не собираешься быть спортсменом или постоянно решать тесты на IQ. Они имеют смысл, но они не критичны. Навыки, которые набираешь в Minecraft, можно применять в работе и в жизни, игра толкает людей к творческому подходу в решении проблем. Ни в жизни, ни в игре практически никогда нет единственно верного порядка действий, каждое решение уникально. Во многом развитие творческого мышления — одна из основных целей образования, но обучение на практике гораздо эффективнее, чем теоретические размышления на тему, и в этом вклад игры в будущее. Не говоря уж о том, что собирать мебель из IKEA фанаты Minecraft смогут практически с закрытыми глазами.

Но сможет ли Microsoft дать всем перспективным фантазерам возможность применять свои навыки для развития человечества? Будут ли они вкладывать деньги в развитие талантов, которые позволяет заметить игра? Мы не можем знать, что даст нам очередной талантливый игрок в Minecraft завтра или какие гениальные изобретения не попали в наше поле зрения, но одно понятно: никогда еще такое количество инструментов для свободного творчества не было доступно такому широкому кругу людей.

Некоторые эксперты в области видеоигр считают, что влияние Minecraft мы осознаем лет через 15. Большинству игроков сейчас меньше 15 лет, это вещь, которая коснулась всего поколения, и когда они вырастут, они начнут использовать свою «прокачанную» фантазию для решения реальных проблем и задач — в науке, архитектуре, урбанистике, программировании, дизайне и многих других сферах.

Не говоря уже о том, что игры, созданные людьми, которые в детстве играли в Minecraft, будут давать гораздо больше свободы игрокам и, соответственно, иметь гораздо больше ценности для последующих поколений.

Рассуждения на тему перспективного влияния игры появлялись в крупных изданиях вроде The Telegraph, а журнал Time в 2013 году упомянул создателя игры Маркуса Notch Перссона в списке ста самых влиятельных людей на планете.

Благодаря появлению интернета, а теперь и тому, что большое количество представителей молодого поколения проводит свой досуг за совместными играми, в том числе и в Minecraft, коллаборация и свободное творчество могут стать основополагающими принципами устройства мира будущего. И если Microsoft каким-то образом сможет приучить игроков ассоциировать себя с этими принципами и подтолкнет к работе на своих платформах, сегодняшняя покупка Minecraft может окупиться в стократном объеме.

Ну или они могут испортить игру, спугнуть игроков и сделать мир будущего чуточку хуже. Точно никто не скажет.