Самая первая русская матрешка


Самая первая русская матрешка в России появилась в 1890-х годах. Это как раз был период довольно активного культурного и экономического развития. В период бурного подъема национального самосознания люди стали проявлять невероятный интерес к искусству и русской культуре.

По этой причине возникло целое художественное направление, которое получило название «русский стиль». Так называемый мамонтовский кружок стал началом активного культурного подъема. Савва Иванович Мамонтов, будучи крупнейшим промышленником того времени и выдающимся знатоком искусства объединил вокруг этой организации самых популярных на тот момент творцов, таких как Врубель, Васнецов, Репин и других.

Именно в одной из мамонтовских мастерских зажегся огонь идеи создать русскую народную деревянную куклу. Автором эскизов был С.В.Малютин, который признан одним из самых активных приверженцев русского стиля. Созданный им образ подразумевал румяную русскую деревенскую девушку в красивой вышитой сорочке, переднике и сарафане. На голове у нее цветастый платок, а в руках — черный петух.

Решено мыло назвать эту куклу Матрешкой, а все потому, что в те времена имена Матрена и Матреша были одними из самых распространенных. Кроме того, корень имени имеет происхождение от слова «mater», что означает «мать». Так матрешка стала символом материнской любви ко всему русскому народу. Позднее слово «матрешка» трансформировалось в нарицательное, и так стали называть токарное красиво расписанное разъемное изделие. В наше время матрешка остается уникальным символом материнства, плодородия и покровительства. Фигурка в фигурке более чем явно подчеркивает смысл, который хотели заложить в эту игрушку ее создатели.

Первая матрешка состояла из восьми игрушек. Именно такой ее разработал С.В.Малютин. Выточил ее В.Звездочкин. За большой девочкой с петухом следовал маленький мальчик, а за ним снова девочка. Каждая фигурка отличалось чем-то от других. А последняя изображала младенца.

Идея С.В.Малютина о том, чтобы создать разборную куклу, возникла случайно. Мысль была навеянна японской игрушкой, которую привезла с острова Хонсю жена Саввы Ивановича Мамонтова. Изделие представляло собой фигурку старика Фурукуму, в которой хранились еще несколько других игрушек, которые были вложены друг в друга. Японцы говорят, что первым, кто выточил подобное изделие, был русский монах.

Эта технология была легко освоена мастерами из России, которые и раньше делали вложенные друг в друга пасхальные яйца. На данный момент принцип изготовления русской национальной гордости абсолютно не изменился. Сейчас используются те же приемы токарного мастерства, что и раньше.