Теннис на крыльях самолёта


Фотография «Храбрецы играют в теннис на крыльях самолёта» — один из самых растиражированных кадров в истории авиации. Ее можно встретить повсюду: на постерах, открытках, блокнотах и даже на картинках-демотиваторах. Кто же были эти бесстрашные авиаторы, которые стали символом безрассудства?

На фотографии мы видим Глэдис Рой и Ивана Унгера. Да, не удивляйтесь, один из «теннисистов» здесь — женщина. Она стоит на дальнем крыле, и ее можно узнать по высоким сапогам. В 20-е годы Глэдис называли Королевой воздуха, и было за что — мало кто даже из ее коллег-мужчин мог похвастаться таким количеством разнообразных воздушных трюков и безумств.

20-е годы были удивительным временем, когда люди едва- едва освоили полеты на аппаратах тяжелее воздуха, но еще не научились их бояться. Когда закончилась Первая мировая война, из войск демобилизовались тысячи летчиков. С одной стороны они привыкли рисковать жизнью, с другой — в условиях сильной безработицы они были никому не нужны. Так сложились идеальные условия для короткой, но яркой эпохи воздушных трюкачей. Их называли «летучий цирк», «гуляющие по крыльям», «гастролеры». Такие щекочущие нервы выступления заказывали на ярмарки, выставки, городские праздники.

Было и еще одно важное условие для расцвета воздушной акробатики — «Дженни», так называли учебный биплан Curtiss JN-4. «Дженни» отличала возможность летать на сверхмалых скоростях, она держалась в воздухе даже при 60 км/ч. Таким образом, она была очень удобной для выполнения трюков в воздухе — люди внизу успевают все рассмотреть, а авиатора не сдувает встречным потоком. Кроме того, машина была дешевой, новый Curtiss можно было купить по цене подержанного «Форда».

Глэдис танцевала на крыльях летящего биплана чарльстон, ходила по крылу с завязанными глазами, перепрыгивала в воздухе из самолета в самолет. Всё это, разумеется, без страховки, обмотавшись бумажными полотенцами под одеждой (чтобы не замерзнуть). Экспериментировала Глэдис Рой и с достаточно новым на тот момент «экстримом» — парашютным спортом. Она установила рекорды по самой малой и самой большой высоте прыжка — 30 и 4877 метров соответственно. Но публика хотела больше.

«В последнее время толпы начинают уставать от моих даже самых сложных трюков, и поэтому я должна обязательно изобретать новые», — рассказывала Глэдис газете «Лос-Анжелес Таймс».

Почему бы не поиграть в теннис на крыльях «Дженни»? Конечно, давайте попробуем.

Самолет разметили, как теннисный корт, поставили сетку. Пилотом выступил Франк Томак — коллега Унгера и Рой. Рядом летел другой планер, в котором находился фотограф. В конечном итоге трюк, зафиксированный на единственном снимке, пришелся поклонникам «летучего цирка» по вкусу. Фотография стала очень известной.

К сожалению или к счастью, время популярности «гастролеров» закончилось уже к концу 20-х годов. Публика пресытилась зрелищем, да и несчастных случаев с артистами-авиаторами было слишком много. Глэдис Рой тоже не дожила до закономерного «заката» своей карьеры. Она погибла в 1927 году от несчастного случая с винтом самолета. А легендарный снимок с «воздушными теннисистами» остался в истории.