История создания Instagram, самой популярной фотосети


Первый офис команды, создавшей Instagram, находился неподалеку от стадиона. Во время одного из бейсбольных матчей ребята решили посмотреть, найдут ли они какие-нибудь фотографии оттуда. Сервис запустился совсем недавно и насчитывал всего несколько сотен тысяч пользователей по всему миру, но снимков оказалось достаточно. Именно тогда, просматривая хронику игры со своих смартфонов, разработчики поняли, что сделали что-то большее, чем планировали.

Рассказывать об истории создания Instagram нужно с совсем другой программы. В начале 2010 года Кевин Систром, спустя два года ставший миллионером, работал над собственным геолокационным сервисом Burbn. Геолокация в то время была на пике популярности: всего год назад запустился Foursquare, самый модный сервис чекинов, и инвесторы предрекали этому направлению большой успех. Проект Кевина шел проторенной дорогой: в нем не было, кажется, вообще ничего нового, только те же чекины с необязательной возможностью добавить фотографию. Названием сервис был обязан любви Систрома к хорошему виски. Но успеха проект так и не добился: написанный на языке HTML5, он страдал от множества проблем. И весной 2010 года Кевин и присоединившийся к нему Майк Кригер решили переписать Burbn с нуля.

История успеха Instagram

Думая о том, что нужно изменить в новой версии, разработчики проанализировали опыт использования сервиса и пришли к интересным выводам. Оказалось, что люди не очень-то любили делать чекины, зато очень любили делиться фотографиями отражений себя в зеркале, своего обеда или любимого котика. Концепция программы изменилась: вместо геолокационного сервиса с необязательными фотографиями Систром и Кригер решили сделать фотосервис с необязательными чекинами. Заодно парни отказались от веб-приложения и сфокусировались на вышедшем в июне 2010 года iPhone 4.

Первая версия Instagram появилась 6 октября 2010 года — спустя несколько месяцев проектирования и один пробный вариант под названием Scotch. Главной целью было сделать приложение как можно более простым, и у разработчиков это вполне получилось. Чтобы опубликовать новый снимок, пользователям достаточно было трех шагов, все остальное — теги, геолокация, комментарии — было совершенно необязательным. Но главной находкой стали фильтры: случайно появившаяся опция, скрывающая недостатки снимков (говорят, идею подала девушка Систрома), позволила любому человеку почувствовать себя фотографом. Добавьте сюда слабый в то время интерес к мобильной области со стороны больших игроков типа Flickr и улучшившуюся камеру нового iPhone — и успех Instagram перестанет казаться чем-то случайным.

А успех был немалым: только за первый день приложение набрало 25 тысяч пользователей, через три месяца их было уже миллион. И все это без каких-либо вложений в рекламу. Позже Систром, вспоминая день релиза, говорил: «Мы пересекли отметку в 10 тыс. пользователей всего за несколько часов, и я подумал, что это лучший день в моей жизни. К концу дня их количество увеличивалось так быстро, что я стал сомневаться: может, мы неправильно считаем?» Более того, в то время Кригеру приходилось практически не расставаться со своим ноутбуком, чтобы не допустить перегрузки серверов.

Но среди общего успеха Instagram, встречались и неудачи. Всего через месяц после запуска из проекта вышли Andreessen Horowitz — инвесторы, поддерживавшие Систрома еще со времен Burbn. Дело было в том, что компания вкладывала деньги еще и в PicPlz — фотосервис, считавшийся главным конкурентом Instagram. Предлагавший схожие возможности — фотографирование, наложение фильтров, просмотр снимков других пользователей — проект имел и свои особенности. Уступая конкурентам в удобстве, приложение не ограничивало пользователей квадратными фотографиями и к тому же было доступно еще и на Android. Столкнувшиеся с конфликтом интересов инвесторы решили «отпустить» Кевина и Майка, и, как показало время, напрасно. Несмотря на все сильные стороны, PicPlz прекратил работу в июле 2012 года — всего через три месяца после сделки между Facebook и Instagram. Но это было потом, а поначалу решение инвесторов казалось команде серьезной неудачей. «Andreessen Horowitz были большим именем, и было отстойно, что они отвернулись от нас», — вспоминал потом Кевин.

Говоря о Facebook, нужно упомянуть, что Систром никогда не чувствовал угрозы с этой стороны. Мобильная версия социальной сети была слишком перегруженной: чтобы угодить всем, на смартфоны попытались перенести как можно больше опций. В итоге два приложения были практически антиподами: там, где Instagram предлагал простоту и скорость, Facebook брал обилием возможностей, жертвуя при этом удобством пользования.

С другой стороны, социальная сеть Цукерберга была доступна далеко не только на iOS, а значит, больше пользовательская база и больше источников фотографий. Но угроза со стороны молодого конкурента все равно была ощутимой, и покупка напрашивалась сама собой.

Деловое предложение последовало весной 2012 года — глава Facebook предложил за сервис миллиард долларов. Успех Instagram к тому моменту и не думал затухать: приложение насчитывало уже порядка 27 миллионов пользователей, а его клоны появлялись в магазинах приложений как iOS,так и Android чуть ли не каждый день. Но особенной популярности они не добивались: оказалось, что для достижения успеха мало скопировать функционал родительской программы или поставить в название «insta». Для того чтобы Цукерберг захотел купить стартап за миллиард долларов, нужна была пользовательская база — а она зависела не только от возможностей, но и от правильного времени их появления.

Сделка была завершена 12 апреля 2012 года, всего через девять дней после выхода версии приложения для Android.

Несмотря на предположения, полного слияния не случилось. Даже наоборот — именно под крылом Facebook стартап вдвое расширил штат разработчиков: с 13 до 25 человек. Миллиарда, правда, никто так и не получил: 300 миллионов наличными и 700 акциями незаметно превратились в 736 миллиона долларов. Но и этого было достаточно, чтобы сделка стала самой громкой покупкой последних нескольких лет.

Сейчас, полтора года спустя после перехода к Facebook, Instagram и не думает терять популярность: достигнув ста миллионов активных пользователей, стартап по-прежнему отлично себя чувствует. К тому же его функционал постепенно расширяется: несколько месяцев назад приложение научилось снимать видео, в один момент превратив порождение Twitter Vine — сервис коротких шестисекундных видеороликов — из фаворита в догоняющего. На данный момент у Instagram, кажется, попросту нет конкурентов: несмотря на то что отдельные возможности сервиса реализованы и в других приложениях, у всех из них есть свои ограничения. Vine и MixBit (появившийся недавно проект от YouTube) умеют снимать видео, но не могут накладывать фильтры: VSCO Cam делает фотографии, имеет набор фильтров и позволяет делиться снимками с другими людьми — вот только о встроенной «социальной сети» знают даже не все пользователи приложения.

Несмотря на впечатляющий успех, создатели Instagram верят, что дальше будет только лучше. Например, Систром, по слухам, хранит для особого случая бутылку столетнего виски и все еще не собирается ее открывать. «Я жду подходящего повода», — говорит он интересующимся журналистам.