Конкуренция мессенджеров в 2015 году обостриться


Покупка основателем Facebook приложения WhatsApp поразила весь мир суммой сделки. Следующими в очереди могут стать азиатские мессенджеры, ведь именно в Азии сейчас происходит самый бурный рост мессенджеров.

К середине 2000-х незаменимый некогда ICQ успел стать никому не нужным, а пришедший ему на смену Skype еще ограничивался версиями для настольных компьютеров. Главным местом общения оказались чаты в соцсетях, доступные на телефонах с мобильным интернетом. Благодаря этому отправить сообщение стало просто и дешево: новый подход избавлял пользователей и от привязки к компьютеру, и от необходимости использовать сравнительно дорогие СМС.

Выход в 2008 году iPhone 3G и первого смартфона на платформе Android НТС Dream доказал, что без мобильного интернета телефоны XXI века уже немыслимы. А нишу коммуникации между пользователями постепенно начали занимать программы, заточенные именно на обмен сообщениями через интернет, или попросту мессенджеры. Избавившись от всей лишней шелухи, они предложили сервис, подобный обычной отправке сообщений: некоторые из них даже скопировали отвечающий за это интерфейс в телефоне. Получился новый ICQ, но доступный в любое время, в любом месте и порой на любой платформе.



Самым популярным сервисом этого поколения стал мессенджер WhatsApp, доступный почти на всех мобильных платформах. Вышедшим в 2009 году приложением пользуются сегодня более 350 миллионов человек, ежедневно отправляющих друг другу около 10 миллиардов сообщений. Быстрорастущий мессенджер, который со временем рисковал стать серьезным конкурентом Facebook, заставил Цукерберга в феврале 2014 года купить сервис за невероятные 16 миллиардов долларов. По некоторым прогнозам, уже в этом году WhatsApp достигнет миллиарда пользователей, что поможет социальной сети в дальнейшем развитии.

Но совсем скоро популярность WhatsApp может серьезно пошатнуться. Новые игроки пришли оттуда, откуда их ждали меньше всего: с востока. Три главных мессенджера новой волны — корейский KakaoTalk, китайский WeChat и японский Line — уже поделили между собой значительную часть азиатских стран. И теперь решили обратить на себя внимание всего остального мира. Конкуренция мессенджеров набирает обороты.

Почему у азиатских мессенджеров должно получиться? Все очень просто. Созданные в новую эру сервисы не стесняют себя условными рамками, а стараются быть удобными всем, совмещая мультифункциональность и простоту в обращении. Любите делиться с друзьями фотографиями, обработанными в Instagram? Теперь такие снимки можно делать прямо в мессенджере. Нравится возможность отправки голосовых сообщений, как в Skype? Никаких проблем. Плюс набирающие популярность стикеры — став логичным развитием идеи графических смайликов, они моментально завоевали бешеный успех. Например, для Line в августе 2013 года прибыль от продажи дополнительных стикеров составила 27% общего дохода компании, или 27 миллионов долларов.

Популярность азиатских мессенджеров растет безумными темпами: даже самый скромный из троицы — KakaoTalk — имеет 100 миллионов пользователей. Правда, пока что 90% из них живут в родной Корее, но компания прикладывает много усилий, чтобы изменить это положение дел. Достижения других сервисов впечатляют еще больше: запустившимся в 2011 году китайским WeChat, например, к настоящему моменту пользуется уже более 400 миллионов человек. Правда, существует небольшой нюанс: три четверти всех пользователей сервиса живет в Китае, а большая часть оставшихся 100 миллионов раскидана по другим азиатским странам. Гораздо выгоднее смотрится география Line: хотя в октябре 2013 года количество пользователей сервиса составляло 270 миллионов, в Японии из них живет лишь пятая часть. А в пятерке самых активных стран-пользователей засветилась Испания. К тому же темпы прироста азиатских приложений значительно опережают таковые у Facebook и Twitter.

Таким результатам компании обязаны в том числе и активной рекламной политике. В то время как WhatsApp за все годы своего существования ни разу не вложился в маркетинг, его азиатские соперники ведут себя гораздо более агрессивно: ролики Line можно было увидеть даже на российском телевидении.

Серьезность конкуренции среди мессенджеров понимают и сами западные игроки, постепенно начиная наращивать функционал. Неожиданно оказавшись в роли догоняющих, они спешно добавляют к своим сервисам стикеры, звонки, голосовые сообщения. Но чтобы дать достойный отпор, им придется сильно постараться. Ведь ни одно из азиатских приложений нельзя назвать просто мессенджером: это лишь одна из сторон этих сервисов. KakaoTalk, по слухам, планирует выпустить полноценную оболочку для Android наподобие Facebook Home; WeChat предлагает пользователям полноценную социальную сеть; Line и вовсе является многофункциональным комбайном, в котором можно слушать музыку (правда, не в России), играть в игры и следить за знаменитостями. А ведь начинался он когда-то с сервиса, позволявшего людям оставаться на связи после природных катаклизмов.

Говорить о том, кто выйдет финальным победителем в войне мессенджеров, пока все же рано: неизвестно, приживутся ли азиаты на Западе. Но один проигравший уже известен — это СМС. В то время как компании с миллионными доходами бьются за право передавать ваши сообщения другим людям, классический сервис коротких сообщений становится нужен все меньше. Активно пользуются им только в странах, в которых пока слабо развит мобильный интернет, и с изменением этой ситуации СМС, видимо, умрут окончательно. Хотя многие этого уже не заметят.

Западные конкуренты азиатских сервисов

  • SKYPE. Заслуженный ветеран, запустившийся еще в 2003 году, активно старается не сдавать позиции в новые мобильные времена. Получается, честно говоря, не очень: мобильные версии сервиса не назовешь слишком удобными, а довольно неприятные недостатки разработчики совсем не спешат исправлять.
  • ВВМ. Мессенджер, бывший некогда эксклюзивным для коммуникаторов Blackberry, в прошлом году стал доступен и на других операционных системах: проигравшая борьбу за рынок смартфонов компания решила сделать ставку на программные продукты. Вполне успешно: уже первая неделя принесла сервису 20 миллионов новых пользователей.
  • VIBER. Белорусско-израильский стартап, созданный в конце 2010 года, за прошедшее с этого момента время набрал 280 миллионов пользователей. В январе 2014 года был куплен японской компанией Rakuten за смешные теперь 900 миллионов долларов и уже скоро, возможно, присоединится к восточной экспансии.
  • SNAPCHAT. Довольно странная социальная сеть, в которой можно обмениваться самоуничтожающимися сообщениями; все чаще ее называют мессенджером будущего. Из-за отсутствующей истории переписки можно не стараться написать лишних глупостей. Пользователям такая идея пришлась по вкусу — с помощью сети ежедневно отправляется более 400 миллионов сообщений.
  • GOOGLE HANGOUTS. Стартовавший в мае прошлого года мессенджер, вобравший в себя функционал Gtalk, на деле представляет собой объединение нескольких разрозненных продуктов компании. Правда, существует он скорее в качестве приятного бонуса: самому Google, кажется, абсолютно неинтересно вступать в противостояние с другими игроками на рынке.
  • TELEGRAM. Довольно известный в России мессенджер — еще бы, ведь он принадлежит создателю «ВКонтакте» Павлу Дурову — за рубежом прошел практически незамеченным: на данный момент в нем зарегистрировано всего около 15 миллионов человек. Кажется, ставка на повышенную безопасность общения себя не оправдала.