Изобразительное искусство Австрии


Австрия веками сохраняла за собой звездный статус культурного центра, притягивающего на свои орбиты деятелей искусств поистине планетарного масштаба. Сегодня австрийский художественный рынок продолжает оставаться одним из богатейших в Европе.

Расцвет Австрии как центра искусств начался в XVIII веке и происходил под покровительством императорского дома Габсбургов. В эпоху расцвета империи доминировало барокко, известными представителями которого были Йоханн Михаэль Роттмайр и Франц Антон Маульберч, отличавшийся весьма своеобразной, с точки зрения его современников, небрежной манерой. Эти художники, цены на работы которых достигают 200 000 — 300 000 долларов, нечастые гости как на аукционах, так и в галереях. Роттмайр иногда встречается в Вене, а Маульберч — больше в Лондоне и Германии.




Такой же редкостью в Вене, да и во всем мире, является поразительные для своего времени произведения Франца Ксавера Мессершмидта. Изначально работавший в стиле классицизма, скульптор по мере развития у него психического расстройства стал создавать так называемые «характерные головы» — бюсты с изломанной, причудливой мимикой. Именно эти «головы» и оказались наиболее известной частью наследия Мессершмидта. Рекорд на его работы был установлен в 2005 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке — 4 300 000 долларов.

Зато творения Иоганна Баптиста Лампи Старшего, талантливого портретиста, высоко почитавшегося при дворе российских императоров, в Вене выставляется довольно часто. Лампи был весьма трудолюбив и оставил после себя большое количество великолепных портретов аристократических особ Австрии, Италии, Польши и России. При этом цены на его полотна приятно удивят любителей искусства с ограниченным бюджетом: на данный момент аукционный рекорд составляет 103 000 долларов.

Будучи в Вене, стоит обратить внимание на большой портрет императора Иосифа II в Венской академии художеств.

По следам бидермейера

В первой половине XIX века широкую популярность в Европе получил бидермейер. Этот художественный стиль развивался в рамках романтизма, который пришел на смену ампира. В бидермейере ампирные формы перерабатывались, обретая интимность и служа созданию уюта в бюргерском доме. Для подобной живописи характерно тщательное изображение деталей интерьера, природы и быта. Среди австрийских художников этого направления выделяется известный своими фресками, в частности росписью Венской оперы, Мориц фон Швинд, практически не встречающийся на аукционах, и Фердинанд Вальдмюллер — частый гость на торговой площадке. Его аукционный рекорд — около миллиона евро.

Особняком стоит фигура художника-академиста, представителя исторического жанра и портретиста Ханса Макарта. В истории искусств он известен своим влиянием на Густава Климта, а его впечатляющая студия благодаря обилию предметов музейной ценности была центром культурной жизни Вены своего времени. Хотя работы художника часто появляются на аукционных площадках Вены, его рекорд на уровне 155 000 фунтов стерлингов был установлен в Лондоне.

Модерн и экспрессионизм

Всемирную известность австрийское изобразительное искусство получило на рубеже XX века, когда Вена стала центром двух важных направлений: модерна (более привычно для нас называемого югендстилем) и экспрессионизма. Одной из центральных фигур во всем европейском модерне и уж, бесспорно, центральной в австрийском модерне был Густав Климт. Откровенный эротизм его творчества привносил долю скандала в жизнь художника. Однако художественный бомонд и многие состоятельные покровители пылали страстной любовью к этому гению ар-нуво. Поэтому мастер мог позволить себе выбирать заказчиков и пестовать свою неодолимую тягу к женскому телу, невзирая на возню в лагере ограниченных ханжей.

В 2006 году одна из наиболее известных и значительных картин в мире искусства — портрет Адели Блох-Бауэр — была приобретена по умопомрачительной цене в 135 миллионов долларов Рональдом Лаудером для Новой галереи в Нью-Йорке. Эта сумма являлась не только стоимостным рекордом для произведении художника, но и вообще мировым рекордом для живописного произведения на момент продажи.

В Вене немало мест, где можно увидеть работы Климта. В частности, уже упомянутая галерея Бельведер, где в первую очередь выделяется его картина «Поцелуй».

Говоря об австрийском модерне, невозможно обойти вниманием «Венский Сецессион» — возглавляемое Климтом объединение венских художников в эпоху модерна. В Вене сохранился выставочный павильон с таким же названием, где можно увидеть фриз, выполненный Климтом неустойчивыми красками к одной из выставок.

Из входивших в объединение модернистов, кроме Климта, пожалуй, необходимо отметить Коломана Мозера — одного из наиболее значительных художников Австрии, известного прежде всего тем, что в 1902 году он вместе с художником Йозефом Хоффманом и предпринимателем Фрицем Верндорфером создал весьма успешное предприятие Wiener Werkstatte (для производства промышленного дизайна по примеру Движения искусств и ремесел в Англии). Самое большое художественное собрание Коломана Мозера находится в Музее Леопольда в Вене, а цены на его работы не превышают нескольких сотен тысяч долларов.

Кроме модернистов, в объединение входили представители экспрессионизма, главной тенденцией которого было выражение эмоциональной характеристики образа или эмоционального состояния самого художника. Среди мастеров этого направления в Австрии наиболее значительными фигурами предстают Эгон Шиле и Оскар Кокошка.

В то время как в Европе молодые живописцы первой половины XX века занимались проработкой открытий художников Парижа, чье творчество было обращено вовне, венские художники уходили внутрь пространства человеческого духа и под влиянием идеи Фрейда предавались рефлексии о мощи инстинктов и подсознательного. Кокошка, Шиле и другие нашли собственные изобразительные средства для передачи этих идеи на холсте.

Жизнь Эгона Шиле была коротка, но плодотворна. Его работы были востребованы уже при жизни, а после смерти Климта он с полным правом претендовал на роль ведущего художника Австрии. Сегодня цены на полотна Шиле — по большей части пейзажи и портреты, выполненные в различных техниках, — достигает 20 миллионов долларов, а самые известные эротические рисунки на бумаге могут быть проданы за 10 миллионов долларов.

Наиболее важное собрание работ Шиле, доступное общественности, находится в уже упоминавшемся Музее Леопольда в Вене.

Еще одной крупнейшей фигурой австрийского и мирового экспрессионизма является Оскар Кокошка — художник и писатель чешского происхождения. В ранний период своего творчества Кокошка был увлечен портретным жанром. Его стиль развивался от тонкой линеарной трактовки к яркой пастозной живописи, но трагизм и напряженность не оставляли его полотен. Прожив яркую и долгую жизнь, Кокошка под конец был отодвинут на второй план, но сейчас интерес к его наследию значительно возрос. Соответственно — и цены. Рекорд на живописную работу был установлен в Лондоне в феврале 2011 года — на уровне 1,6 миллиона фунтов. Интересно отметить очень оживленный рынок рисунков художника, где рекорд цены составил около 1 миллиона долларов при средней стоимости работы около 100 тысяч долларов. Картины художника часто появляются именно на венских аукционах.

От фантастического реализма до современности

После Второй мировой воины в изобразительном искусстве Австрии сформировалась близкая к сюрреализму и опиравшаяся на традиции немецкого Возрождения Венская школа фантастического реализма, носившая ярко выраженный мистико-религиозный характер и обращавшаяся к вневременной теме исследования потаенных уголков человеческой души. Ярким ее представителем, а также одним из основателей является Эрнст Фукс. Бурное развитие школы пришлось на начало 60-х годов XX столетия. Оказавшись на одной волне с психоделическими экспериментами, Фукс занимается не только живописью, но и работает в театре и кино, создает архитектурные проекты и скульптуры, пишет стихи и философские эссе. Рекорд цен на произведения художника зафиксирован на уровне 150 тысяч долларов. Крупные музеи не жалуют своим вниманием работы этого направления. Но кто знает, возможно, Фукс когда-нибудь будет цениться так же высоко, как Рерих.

Среди художников современности нужно упомянуть Готфрида Хельнвайна, Арнульфа Райнера, а в области фотографии выделяется имя Эрнеста Хааса. Широко известно также творчество Фриденсрайха Хундертвассера. Как и Фукс, Хундертвассер, кроме живописи, внес значительный вклад в архитектуру, декорировав в яркие цвета множество самых обыденных зданий, оформив их «естественно», «экологично», «биоморфно». На аукционных площадках рекорд художника составил 240 тысяч фунтов. Его работы можно купить как в Вене, так и на крупнейших мировых аукционных торгах.

В 60-х годах в австрийской столице возникло радикальное и провокационное движение «Венский акционизм». Акции венцев развивались одновременно с другими авангардными течениями в Европе, в частности с движением «Флуксус», но отличались большей радикальностью и склонностью к деструкции и насилию. Работы и перформансы, круто настоянные на памяти о Второй мировой, в каком-то смысле были реакцией на угнетение и социальное лицемерие в Австрии. Участники движения наносили себе увечья и производили манипуляции с продуктами органической жизнедеятельности. Они видели в этих акциях избавление от таящейся в человеке агрессии, проявляющейся в сознании индивида в результате подавления обществом основных инстинктов человека.

Отвлекаясь от ужасов акционизма, обнаруживаем, что среди ныне активно действующих австрийских художников на мировой арене заметен Эрвин Вурм, работающий во многих видах и жанрах, но наибольшим образом известный как скульптор. В 1990-х Вурм создает серию «одноминутных скульптур», которые являются «фирменным блюдом» художника. Эти скульптуры существуют короткий промежуток времени и фиксируются на видео или в виде фотографий. К примеру, человек, становящийся частью скульптуры, балансирует в неудобном положении, принимает сложные, неустойчивые позы. Этот подход можно было бы охарактеризовать как перформанс-скульптуру.

Кроме того, популярны его как бы надувные, с виду «заплывшие жиром» дома, деформированные машины и фигуры людей, которые легко читаются как критика общества потребления. В своих работах художник также иронизирует по поводу антиглобализма. Работы Вурма предлагаются на всех крупных аукционах мира, в значительных галереях и на ярмарках. Увидеть их можно во многих публичных коллекциях мира, в Вене — в галереях Бельведер и Альбертина.

Сердце рынка изобразительного искусства Австрии

Среди аукционных домов Вены наиболее крупным является Palais Dorotheum. Именно здесь бьется сердце австрийского рынка искусства. Созданный в Вене в 1707 году, «Доротеум» является сегодня самым крупным аукционным домом в Центральной Европе. Здесь проводится более 600 аукционов в год. Самые важные события происходят во время четырех главных торговых недель, когда продаются произведения основных направлений и периодов — от старых мастеров до стиля модерн и современного искусства. Отдельные специализированные аукционы посвящены менее объемистым в плане оборота, но не менее популярным областям коллекционирования, например почтовым маркам, книгам, монетам или же предметам международного дизайна. Кроме того, проводятся ежедневные аукционы, где знаток и любитель всегда может отыскать что-либо для себя интересное, особенно сейчас, летом, когда в «Доротеуме» затишье и можно приобрести все, что понравилось, часто по стартовым ценам. «Доротеум» устраивает также и специализированные русские торги, которые были приостановлены на какое-то время, но теперь возобновлены.

Помимо «Доротеума» активны аукционные торги во дворце Кински, в галерее Hassfurther, и, конечно, открыты представительства домов Sotheby’s и Christie’s.

Да, Вена — город, с большим вкусом сочетающий элегантность и имперскую величавость, — предлагает коллекционерам с любым объемом кошелька поистине изысканное путешествие в глубь времен, обеспечивая по пути высочайший класс обслуживания.