Шелкографические картины Энди Уорхола


Едва ли найдется человек, который бы не встречал разноцветных Мэрилин Монро руки короля поп-арта Энди Уорхола. Как бы громко это ни звучало, его шелкографические произведения считают прорывом, изменившим ход современного искусства. Популярность этих работ, которые размножают и копируют уже на протяжении более полувека, не поддается никакому объяснению.

Уорхол еще в начале 1960-х начал работать над созданием шелкографических гравюр с ликами знаменитостей. Среди них была не только востребованная Мэрилин Монро, но и Элизабет Тейлор и Элвис Пресли, Джекки Кеннеди и Мао Цзэдун.




Основой для изображений служили фотографии, которые многократно увеличивались и переносились на холст в разных цветовых комбинациях.

До сих пор искусствоведы спорят о содержании работ, пытаясь вложить в них глубокий смысл и приписать Уорхолу вызов потребительскому обществу и желание подчеркнуть бездушность массовой культуры. Тем временем как сам автор не упускал возможности в своих интервью призвать критиков не искать смысла там, где его нет. По словам Энди Уорхола, созданный им образ был продиктован всего лишь спросом и потребностью общества в новых идолах, что ему вполне удалось, так как второе название портрета Мэрилин на арт-рынке — «Джоконда XX века».

Первые «Мэрилин» представляли собой небольшие полотна с такими вкусными названиями, как «Лимонная», «Виноградная», «Лакричная», «Мятная», «Вишневая»и пр. Вскоре художник начал использовать холсты большего размера, размещая на них множество одинаковых Мэрилин. А уже два года спустя появились новые одиночные портреты с менее вкусными, но более яркими наименованиями: «Бирюзовая», «Красная», «Оранжевая», «Золотая», — которые сейчас входят в число самых дорогих и желанных произведении короля поп-арта.

Брак с запахом пороха

Ошеломляющий успех сопровождал гравюры серии «Выстрел» с весьма криминальной предысторией... Однажды художника посетила его подруга Дороти Подбер с просьбой сфотографировать (англ. shooting) уже ставшее каноническим изображение Мэрилин Монро. Уорхол согласился и с изумлением увидел, как гостья вытащила пистолет и прострелила насквозь целую стопку картин с портретом Монро (так как shooting в английском языке обозначает также «стрелять»).

В результате Уорхол не только сделал этот случаи достоянием публики, но и продал данные произведения вдвое дороже, переименовав их в серию «Простреленная Мэрилин».

На сегодняшний день все работы с «запахом пороха» находятся в руках ведущих частных коллекционеров. Столь пикантная история и грамотный маркетинговый ход привели к тому, что на протяжении почти десяти лет аукционный рекорд Уорхола принадлежал шелкографии 1964 года «Оранжевая Мэрилин», проданной на Sotheby’s в 1998 году за 17,3 миллиона долларов. В свою очередь, «Бирюзовая Мэрилин» — единственная уцелевшая от пули работа, — по неофициальным данным, была приобретена в 2007 году за 80 миллионов долларов.

На сегодняшний день прикоснуться к популярному искусству Энди Уорхола можно и через иную материализацию: духи, вина, одежду и прочие аксессуары, которые доступны в основном в ограниченных тиражах благодаря выдаваемым лицензиям фонда Уорхола (warholfoundation.org).

Беспрецедентная возможность!

В сентябре 2012 года Фонд Энди Уорхола объявил о намерении распродать свою коллекцию через аукционный дом Christie's. 12 ноября состоялся первый открытый аукцион, где было представлено 354 лота: картины, рисунки, фотографии, гравюры, — многие из которых были показаны публике впервые. Торги прошли с ожидаемым успехом и собрали 17 миллионов долларов.

Так как в архивах фонда находилось около 4 000 работ, торги, по предварительным подсчетам, могли занять пару лет. Поэтому в октябре аукционный дом открыл специальный сайт: www.christies.com/warhol, где начиная с февраля 2013 года проходят интернет-торги работ Уорхола. По словам президента фонда, эти продажи обеспечили беспрецедентный доступ к творчеству автора, а вырученные средства идут на благотворительные программы фонда.