Фильмы про Викторианскую эпоху


В последнее время сериалы и фильмы про Викторианскую эпоху стали очень популярны. Рассказываем про новые картины и про самые яркие прошлые.

«Багровый лепесток и белый»

Настоящий бум произвел больше сам псевдовикторианский роман «Багровый лепесток и белый» Мишеля Фейбера — толстенный, отменно написанный, поражающий деталями. Британцы не смогли удержаться и экранизировали произведение — уж очень материал подходящий. И хотя сам писатель после просмотра сериала признался, что растроган, и прослезился, как хорошо все получилось, все же заметим, что книга производит куда более сногсшибательное впечатление. Итак, викторианский Лондон. В одном из дурных кварталов живет молоденькая рыжеволосая проститутка по имени Конфетка (Ромола Гараи) вместе с матерью — хозяйкой борделя (Джилиан Андерсон в возрастном гриме). Однажды с Конфеткой знакомится наследник богатейшего британского мыловара Уильям Рэкхем (Крис О'Дауд), у которого дома — сумасшедшая жена, не желающая признавать существование их крошечной дочки. Рэкхем берет на содержание Конфетку, но та отнюдь не так проста, как ему могло показаться. Авторы сериала вслед за писателем мешают картины лондонского дна с изображением высшего света. Но в отличие от книги, которая великолепна именно за счет подробного описания всего, что попадает в поле зрения — от быта паршивых борделей до светских приемов и фасонов шелковых платьев, экранизация куда более скромна.



«Ужасы по дешевке»

Вслед за псевдовикторианскими романами, где авторы вздумали мешать мракобесных героев эпохи с современными чудищами вроде зомби, появился сериал, где пересмотрен и взгляд на страшилки. За основу взяты дешевые бульварные романы (Penny Dreadful), выходившие в Англии XIX века. В «Ужасах по дешевке» в центре внимания оказываются одновременно Франкенштейн, Дракула, Дориан Грей и типичные диккенсовские отбросы общества. Аристократ Малколм Мюррей (Тимоти Далтон, привет мистеру Рочестеру) и его красавица-помощница (Ева Грин, отголосок роли в «Мрачных тенях») нанимают американского проходимца-стрелка (Джош Хартнетт) для поисков дочки Мины, предположительно похищенной вампиром. В Лондоне в это же время Франкенштейн (Гарри Тридевей) пытается уследить за своим творением, а Дориан Грей (Рив Карни) прожигает жизнь на балах и с дешевыми проститутками. Кроме трюка, впервые опробованного в «Лиге выдающихся джентльменов», где в одном фильме были собраны сразу несколько викторианских культовых героев, сериал еще и радует отдельными моментами с участием актеров. Ева Грин беснуется, одержимая духами, Рив Карни — в кои-то веки не смазливый Дориан Грей, Джош Хартнетт старается из всех сил, так как вернулся в кино посте долгого перерыва.

«Дракула»

Увы, второго сезона «Дракулы» не будет. Скромные рейтинги и задержки съемок из-за загулов Джонатана Рис-Майерса повлияли на то, что сериал стал обходиться создателям стишком дорого. Тем более жаль, что «Дракулу» ждали в большей степени как раз из-за Майерса и из-за автора Дэниэла Кнауфа, чей сумеречный сериал «Карнавал» тоже закрыли на середине. В центре внимания — Дракула (Джонатан Рис-Майерс), который появляется в лондонском обществе под именем аристократа и ценителя науки Александра Грейсона. Вести более-менее приличную жизнь вампиру, как ни странно, помогает Абрахам Ван Хельсинг (Томас Кретчман), ставящий опыты с кровью и помогающий Дракуле не кидаться на людей без причины. В Лондоне против Дракулы выступает древний орден, чьи участники теперь заделались бизнесменами-нефтепромышленниками и противятся его попыткам изобрести машину беспроводного электричества. Не обошлось и без любовной драмы — Мина Мюррей (Джессика де Гоув), целеустремленная барышня, мечтающая стать врачом, обрученная с другим аристократом, с первого взгляда покоряет Александра. Что сказать, Джонатан Рис-Майерс — бомба, что особенно заметно в выгодной роли харизматичного кровопийцы. Хотя сериал снимался со скрипом, от актера, как всегда, летят искры.

«Улица потрошителя»

Главная викторианская загадка, Джек-потрошитель стал точкой отсчета для сюжета сериала ВВС. В трущобах Уайтчепела после страшных убийств — неспокойно. Главный герой «Улицы потрошителя» инспектор Рид (Мэттью Макфедьен) — добропорядочный англичанин с семейной драмой. У них с женой при загадочных обстоятельствах пропала маленькая дочка. Вместе с боевым сержантом и патологоанатомом, сбежавшим из Америки из-за темной истории, инспектор расследует преступления лондонского дна. В поле зрения попадают все типичные для викторианской Англии сюжеты: человек-слон, бордели, подпольное порно, аристократы с дурными наклонностями, упрятанные в психиатрическую клинику нежеланные любовницы, опиум, отравления и бандитские шайки.

«Подозрения мистера Уичера»

«Подозрения мистера Уичера» — не сериал, а два британских телевизионных фильма, снятых каналом ITV. После успеха первой картины в 2011 году два года спустя было снято продолжение. Фильмы повествуют о реальном персонаже — лондонском инспекторе Джеке Уичере (его роль играет Падди Консидайн). Метод Уичера — психологические наблюдения за героями, на основе которых он делает выводы о составе преступления. В первой серии детектив расследует убийство в семье аристократа в Уилтшире, во второй — ищет пропавшую в Лондоне племянницу богатой дамы. И там, и там преступниками оказываются совсем не главные подозреваемые. Отметим также, что, несмотря на скромный бюджет телефильмов, мрачная викторианская атмосфера воссоздана весьма натурально, а Падди Консидайн — очень хороший актер.

«Ворон»

Фигура Эдгара Аллана По сама по себе так любопытна, что требовала поставить детектив с участием писателя. За фильм, названный по самому известному стихотворению По, взялся автор «V как вендетта» Джеймс Мак-Тиг. По сюжету писатель Эдгар По (Джон Кьюсак) прозябает в неизвестности и злоупотребляет алкоголем. Бедственное положение писателя отнюдь не смущает богатую девицу Гамильтон (Элис Ив), влюбленную в него. Между тем в Балтиморе начинают происходить убийства, основанные на сюжетах книг По. Детектив Филдс (Люк Эванс) призывает По к ответу, тот берется помочь поймать убийцу. Знакомым с жизнью писателя известно, что сложилась она чудовищно, а обстоятельства его смерти — загадочны. Но автор фильма и не ставит биографию, зато выдающееся воссоздание мрачной атмосферы и детективный сюжет удались превосходно.

«Дракула»

Лучшую экранизацию Брэма Стокера о Дракуле снял Фрэнсис Форд Коппола. До сих пор фильм смотрится идеально благодаря выдающейся визуальной составляющей и игре актеров. В конце XIX века лондонский нотариус Джонатан (Киану Ривз) едет в Трансильванию, чтобы уладить дела с поместьем графа Дракулы (Гэри Олдман) в Англии. В замке старца молодого человека встречает сущий кошмар, но ему удается сбежать в Лондон. Там Джонатана дожидается нежная невеста Мина (Вайнона Райдер), которая оказывается копией возлюбленной Дракулы, погибшей много веков назад. Вскоре сам верховный вампир прибывает в британскую столицу, чтобы пролить там реки крови. Множество приятных моментов ожидает тех, кто собирается смотреть «Дракулу» впервые. Совсем молодые Киану Ривз и Вайнона Райдер, Гэри Олдмен в одной из самых своих ярких ролей. Энтони Хопкинс в образе профессора Ван Хельсинга, первая супруга Джуда Лоу Сэди Фрост в качестве рыжей бестии Люси, наконец, Моника Беллуччи — невеста Дракулы.

«Интервью с вампиром»

У многих «Интервью с вампиром» — любимая роль Тома Круза, актер и впрямь хорош в качестве вампира. Отрицательные роли ему идут гораздо больше. К журналисту (Кристиан Слейтер) приходит на интервью прекрасно выглядящий мужчина в расцвете сил Луи дю Лак (Брэд Питт) и рассказывает, как в XVIII веке превратился в кровопийцу благодаря древнему вампиру Лестату (Том Круз). На «Интервью с вампиром» угрохали внушительные для 1994 года $60 000 000. Существенная часть пошла на спецэффекты, богатые интерьеры, шикарные костюмы и гонорары звезд первой величины Круза и Питта. Однако сборы по всему миру в $223 664 608 явно оправдали затраты. Бонус — дебют маленькой Кирстен Данст в роли злой девочки-вампира.

«Готика»

Эстетский триллер 1986 года от главного мракобеса британских хорроров Кена Рассела. На виллу «Диодати» близ Женевского озера прибывают лорд Байрон (Габриэль Бирн), Перси Шелли (Джулиан Сэндз), Мэри Шелли (Наташа Ричардсон) и Джон Уильям Полидори (Тимоти Сполл). Творческая богема была настроена на мирное времяпрепровождение, но за окном бушевал шторм. Вдруг из шкафов полезли личные скелеты, начали оживать кошмары каждого из участников — дьявол, духи, железный рыцарь. Сюжет фильма является фантазией Рассела. Но вот вилла «Диодати» — реальное место, которое было летней резиденцией для Шелли и Байрона, там, в частности, был написан «Франкенштейн».

«Джейн Эйр»

Мы решили включить в список именно последнюю экранизацию Бронте режиссера Кэри Фукунага с Майклом Фассбендером и Мией Васиковски. Хотя экранизации с Шарлоттой Генсбур и Уильямом Хертом и, кстати, с Тимоти Далтоном тоже недурны. Для Кэри Фукунага «Джейн Эйр» стала крупным дебютом, теперь же, после «Настоящего детектива», он признан выдающимся автором триллеров.

Сирота Джейн устраивается гувернанткой в замок графа Рочестера учить его приемную дочку. Поместье — крайне тревожное, кто-то бродит по ночам и страшно воет. А мистер Рочестер начинает посматривать на невзрачную гувернантку с интересом, поняв, что она совсем не глупа. Но между ними — страшное прошлое графа. Сюжет «Джейн Эйр» и сам по себе мрачен, но режиссер напускает туда еще больше тревоги, погрузив картинку в вечный туман и сумрак.

«Из ада»

Лондон, конец XIX века. Инспектор Фредерик Абберлин (с лицом Джонни Деппа) — вдовец и странный тип, который практикует такие нетрадиционные формы расследования, как принятия абсента в ванной для озарений. В лондонских трущобах орудует Джек-потрошитель, вырезая проституток, но поймать его полиции не удается. В поле зрения Абберлина попадает юная проститутка Мэри Келли (Хизер Грэм), за которой начинает охотиться убийца. След расследования ведет к сливкам общества британской аристократии, куда вход детективу с сомнительной репутацией заказан. Джонни Деппу идет играть викторианских детективов, вспомним также его роль констебля Инкеборда Крейна в «Сонной лощине» Тима Бартона.

«Видок»

Поразительно, но «Видок» вышел в один год с «Из ада» в 2001 году. События происходят во Франции в 1830 году, сюжет очень похож. Детектив Видок (Жерар Депардье) вместе с молодым журналистом Этьеном (Гийом Кане) расследуют убийства молодых девушек в квартале Марэ — то же, что и Уайтчепел в Лондоне, гнездо порока. В убийствах явно замешан кто-то из парижской знати. В разгар расследования Видок гибнет, не успев поймать преступника, поэтому за дело берется его юный друг. Детектив-обманка с интригой не хуже чем у Агаты Кристи в захватывающей атмосфере Парижа XIX века. Отметим также отличные визуальные эффекты в духе фильмов Жана-Пьера Жене.

«Большие надежды»

Экранизацию Диккенса образца 2012 года авторства Майка Ньюэла («Четыре свадьбы и одни похороны») критики сочли слишком классической и скучной, однако отметили игру Джереми Ирвина в роли Пипа. «Большие надежды» содержит все душераздирающие приметы викторианской Англии: сиротство, безумие, обман прошлого, невозможная любовь, вопиющая бедность. Сирота Пип (Джереми Ирвин), воспитанный фермером, спасает на болоте каторжника (Райф Файнс). По странной прихоти местной сумасшедшей аристократки (страшная Хелена Бонем-Картер в одеянии из ветхого тюля) мальчик приезжает в ее дом играть с воспитанницей (Холидей Грейнджер), в которую влюбляется. Спустя годы Пип получает неожиданное наследство от незнакомца и отправляется в Лондон, но деньги не приносят ему радости.

«Молодой Шерлок Холмс»

При всей любви к Бенедикту Камбербатчу и Роберту Дауни-младшему, мы испытываем большую симпатию к картине 1985 года и к Николасу Роу в роли молодого Холмса. Лондон, частная школа. Добродушный тюфяк из провинции Джон Ватсон знакомится с Шерлоком Холмсом — изобретателем, никудышным скрипачом, фехтовальщиком и невероятно смышленым юнцом. В школе при странных обстоятельствах умирает старый профессор, дядя барышни Элизабет, в которую влюблен Шерлок. Оказывается, что в Лондоне совершена серия преступлений, люди умирают от страшных галлюцинаций, вызванных шипом, выпушенным таинственной персоной в египетской мантии. Чудные спецэффекты в этом кино, наш любимый — пирожные нападают на Ватсона.

«Господин оформитель»

Удивительный русский эстетский триллер, снятый в 1988 году. Фильм снимали в интерьерах арт-нуво, неведомо как доживших до того времени. Несмотря на скромные средства, картина обладает массой достоинств — музыка Сергея Курехина, тонко переданная атмосфера петербургского декаданса, актриса Демьяненко, похожая на ожившую куклу, мрак, просачивающийся из всех щелей. Кто смотрел в детстве «Господина оформителя», не забудет, как плавилось лицо манекена от огня.

Петербург. 1908 год. Художник Платон Андреевич (Виктор Авилов) получает заказ от ювелира изготовить прекрасный манекен для витрины. В качестве модели оформитель находит юную чахоточную Анну (Анну Демьяненко). Девушка потом куда-то сгинула, а художник погрузился в наркотический бред. Спустя шесть лет на пороге Платона Андреевича оказывается нувориш Грильо (Михаил Козаков) с предложением оформить дом. Когда заказчик знакомит его с молодой женой Марией, та оказывается на одно лицо с исчезнувшей девушкой и почему-то очень не любит находиться вблизи каминов...