История макияжа в кино


Вспоминаем макияж в истории кино, который повлиял на моду или удачно отражал ее.

«Шоу ужасов Рокки Хоррора»

Мы начинаем наш обзор с «Шоу ужасов Рокки Хоррора», фильма 1975 года, что не по хронологии, но зато он будет самым выдающимся примером. Неслучайно же MAC в этом году выпустили коллекцию косметики A Rocky Horror Picture Show. Сама картина на основе мюзикла пользуется фанатской любовью без малого уже 40 лет. Стилистика «Шоу ужасов Рокки Хоррора» во многом связана с андрогинным роком, дикими костюмами и макияжем, который практиковали Дэвид Боуи и Марк Болан из T-Rex в 1970-х. В центре внимания «Шоу» — фрик Рокки, то ли вампир, то ли инопланетянин (очень пластичный молодой Тим Карри, лучшая роль британца), загадочный хозяин готического замка, куда попадает парочка простофиль (в роли юной подружки героя — Сьюзен Сарандон). Кроме Рокки, облаченного в корсет и вышагивающего на огромных каблуках, замок населяет тьма раскрашенных и диковинно одетых персонажей. Ключевую роль в стилистике фильма играет броский макияж, у Рокки — густо подведенные глаза и бордовая помада. Вызывающими помадами пользуются и горничные фрика, расхаживающие по дому. А главное, на заставке фильма поют накрашенные алые губы. Они же стали фирменным стилем картины, словно Чеширский кот, улыбаясь зрителям с постеров. Губы изображены на упаковке коллекции MAC. В нее входят помады четырех оттенков красного, лаки с металлическим эффектом и жидкие блестки. Вышла бы коллекция на 40 лет раньше, оказалась бы в косметичке Зигги Стардаста.

«Кабаре»



Макияж певички Салли Боулс из «Кабаре» (читайте статью «Фильмы о кабаре и шоу»), повторяющий стиль хористок 1930-х годов, стал приметой времени. Кукольные ресницы, голубые тени и рот сердечком отчасти напоминали грим актрис немого кино. Например, подобным образом красили Мэй Уэст для фильмов «Я не ангел» и «Ночь после ночи». Вариант макияжа той эпохи можно было видеть и на Айле Фишер в «Великом Гэтсби»: густо накрашенные ресницы и губы-бантики, обведенные помадой поверх контура.

«Шанхайский экспресс»

Богини кино 1930-х годов — нарисованные во всех смыслах образы. Например, образ ледяной Марлен Дитрих из «Голубого ангела», «Леди из Шанхая» и «Белокурой Венеры» получился благодаря искусно работе гримеров. Кроме бровей-ниточек и длиннющих накладных ресниц хитростям макияжа обязаны знаменитые четко очерченные карандашом губы. Подчеркнутые поверх контура губы потом будут неоднократно копировать. Когда Мадонна соберется играть неотразимую Махоуни в «Дике Трейси», роковую блондинку-певичку в гангстерских 1930-х, костюмеры нарядят ее в платья а-ля Дитрих, а макияж сделают в точности как у актрисы в дни ее голливудского триумфа.

«Двойная страховка», «Оружие для найма» и «Большой сон»

Роковые красавицы из нуаров — Барбара Стэнвик, Вероника Лейк и Лорен Бакалл — сами по себе обладали соблазнительно пухлыми губами, поэтому гримерам требовалось всего лишь подчеркнуть их помадой (черно-белая пленка скрывает ее истинный цвет, но мы уверены — алая). Три классических нуара с секс-бомбами 1940-х годов «Двойная страховка» со Стэнвик, «Оружие для найма» с Лейки «Большой сон» с Бакалл сподвигли множество девиц того времени провести перед зеркалом часы, пытаясь нарисовать себе такой же интригующий контур губ. Уже годы спустя для неонуаров под богинь 1940-х будут красить героинь Фэй Дануэй в «Китайском квартале», Ким Бейсингер в «Секретах Лос-Анджелеса» и Скарлетт Йоханссон в «Черной орхидее», подчеркивая и без того крупные губы актрис ярко-красной помадой.

«Окно во двор»

С началом 1950-х Альфред Хичкок начал снимать в цвете. В фильмах расцвел лелеемый режиссером образ холодной блондинки, лучшим воплощением которого стала Грейс Келли. У Хичкока актриса играла респектабельных девушек с макияжем lady like. Грейс Келли стала примером для всех «идеальных жен» 1950-х — светлые локоны и сдержанный макияж, только подчеркивающий яблочную красоту актрисы. В «Окне во двор» Келли красили карминного цвета помадой, в «Поймать вора» — бежевой, для «В случае убийства набирайте М» пригодился лишь блеск для губ. Проведем аналоги с Францией, там холодной светловолосой девушкой из высшего общества была Катрин Денев. Для «Дневной красавицы» актрису красили нейтральной бежево-розовой помадой.

«Частная жизнь»

К началу 1960-х сложился знаменитый образ Брижит Бардо, который копировали девушки по всему миру: соломенные растрепанные волосы, подводка для глаз и бледно-бежевая помада. Кроме многочисленных фотографий актрисы в журналах источником вдохновения для поклонниц были и ее фильмы, один из которых — «Частная жизнь», где Бардо сыграла с Марчелло Мастроянни. Стоит упомянуть и еще одну икону 1960-х — Нэнси Синатру, чей сценический образ с густо накрашенными глазами и бежевой помадой повторяли как тогда, так и сейчас. Лана дель Рэй весь свой имидж выстроила как раз на подражании молодой Нэнси Синатре.

«В джазе только девушки, или Некоторые любят погорячее»

Главная секс-бомба Голливуда Мэрилин Монро завела моду на соблазнительно приоткрытые и накрашенные красной помадой губы. И хотя самый «звездный» ее фильм «В джазе только девушки» Билли Уайлдер сделал черно-белым в подражание 1930-м, на фотографиях со съемок все же видно, что губы Мэрилин красили алым цветом. Ее героиня Душечка Ковальчик — символ вечной женственности, не потускневший со временем. Фирменный облик Монро кочевал с ней из фильма в фильм: «Зуд седьмого года», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Выйти замуж за миллионера», «Ниагара» — платиновые локоны, кукольные ресницы, мушка и глянцевые губы, приоткрытые для поцелуя. Даром что самой актрисе ее образ осточертел, но при попытках воспроизвести его (которых были миллионы) к оригиналу никто так и не смог приблизиться ни на йоту.

«Звездные войны. Эпизод 4: Новая надежда»

В «Друзьях» есть серия, где Рейчел спрашивает Росса, есть ли у него тайные фантазии, которые она могла бы воплотить. Тот, помявшись, просит Рейч переодеться в принцессу Лею в сцене пленения у Джаббы. Напомним, в эпизоде Лея одета в бронзовый купальник, а губы накрашены в тон золотисто-коричневой помадой. Первый фильм «Звездных войн» вышел в 1977 году, а актриса Кэрри Фишер, сыгравшая Лею, задала новый эталон женственности — бесстрашная барышня с нежным сердцем. Ее белые наряды, прическа с крендельками и легкий макияж в коричневых тонах — один из самых ярких образов фантастического кино конца 1970-х.

«Лицо со шрамом»

В картине о кубинском иммигранте Тони Монтане (Аль Пачино в лучшей форме), прибирающем к рукам наркокартель в Майами, есть такой эпизод. Тони впервые видит подругу мафиозного босса — роскошную Эльвиру в исполнении Мишель Пфайффер. Мафиози отчасти презрительно, отчасти с гордостью говорит: «Она собирается по четыре часа, кто бы объяснил, почему?» Чтобы всех поразить, само собой. Эльвира с идеальным длинным каре, интригующе подведенными глазами и с помадой цвета молочного шоколада — воплощение гламура 1980-х. Когда она входила в клуб в своих открытых платьях, у всех мужчин перехватывало дыхание. Да, в ту пору было и безумное диско с вульгарным макияжем (вспомним Мадонну и Синди Лаупер), но образ Пфайффер из фильма Брайана де Пальмы — один из любимых.

«Битлджус»

Готический макияж героини Вайноны Райдер в «Битлджусе», 1988 года, предвосхитил моду на гранж, начавшуюся в 1990-е. Думается, на ее Лидию Дитц — «темную, как темная комната», с выбеленным лицом, подчеркнутыми тушью и тенями глазами и бледными губами — ориентировались еще и в наши дни гримеры «Настоящей крови» и «Сумерек». Спустя несколько лет выйдет «Семейка Аддамс», еще один фильм про нечисть, где похожий внешне мракобесный образ Анжелики Хьюстон в роли Мортиши довершат кроваво-красные губы. Королева гранжа Кортни Лав возьмет образы Мортиши и Лидии на вооружение, ее фирменным стилем будет бледное лицо с ярко намалеванными губами.

«Криминальное чтиво»

Одним из самых ярких визуальных кинообразов 1990-х стала Мия Уоллес из «Криминального чтива» в исполнении Умы Турман. Черное каре, подводка для глаз, серые тени, бордовые ногти, темные губы — Мия была великолепна. Причем если в самом фильме Турман накрашена вишневой помадой, то на знаменитом постере с книгой — красной. Стоит ли говорить, что после выхода фильма в парикмахерских не было отбоя от желающих сделать прическу «как у Умы», а девушки скупали лаки и помады цвета спелой вишни. Кстати, в честь двадцатилетия фильма марка Urban Decay выпустила коллекцию макияжа под названием Pulp Fiction. Серая подводка, красная помада, лаки и тени помещены в коробку с картинкой, повторяющей обложку видеокассет с «Криминальным чтивом». Вспомним и еще одну секс-бомбу 1990-х — Патрицию Аркетт в «Настоящей любви» и ее бедовую героиню Алабаму, всегда накрашенную алой помадой.