Как менялись каноны женской красоты в кино


Рассматриваем, как менялись каноны женской красоты в кинематографе — от немого кино до наших дней.

1920−30-е годы

Если посмотреть на звезд немого кино, у публики возникнет вопрос: с чего это они вдруг прославились? Хотя макияж и прически раннего Голливуда делали всех немного на одно лицо, но можно заметить, что любимицами зрителей становились отнюдь не классические красотки: Мэй Уэст, Луиза Брукс, Мэри Пикфорд, Полетт Годдар. К 30-м годам на пике популярности холодные блондинки Голливуда — Марлен Дитрих, Грета Гарбо и Кэрол Ломбард. Если в случае с Кэрол Ломбард во многом постаралась природа, то эталонные образы Марлен и Греты — это кропотливая работа гримеров, костюмеров и осветителей. И да, уже в те времена перекись водорода была пропуском в Голливуд, киностудии почти всегда предпочитали блондинок.


1940-е

В 1940-е бал правят роковые красавицы: Барбара Стенвик, Лана Тернер, Вероника Лейк, Рита Хэйворт, Джин Тирни, Лорен Бэколл. Героини разбивали сердца, их встречи с мужчинами становились фатальными. Образы нуарных соблазнительниц вошли в историю: волна светлых волос, огромные ресницы, пухлые губы, взгляд с поволокой. В то же время в кино появляются знаменитые красавицы-брюнетки — Ава Гарднер (знойная секс-бомба), Ингрид Бергман и Вивьен Ли (девушка-ребенок). Обязательно упомянем Кэтрин Хэпберн — ее внешность не подходила под каноны (широкие скулы и волевой профиль), но выдающийся комедийный талант превратил ее в одну из самых ярких звезд кино 40-х.

1950-е

Золотой век Голливуда — словно ларец с драгоценностями, каждая актриса того времени — бриллиант. В эти годы творил Альфред Хичкок, снимавший самых эффектных блондинок: Грейс Келли, Типпи Хедрен, Ким Новак, Джанет Ли — девушек, похожих на мраморные статуи. Появляется новый эталон красоты — Мэрилин Монро: платиновые локоны, пышные формы, сахарная кожа, пухлые губы и море, море обаяния. Вечная конкурентка Монро в борьбе за звание главного секс-символа Голливуда — Элизабет Тейлор, жгучая брюнетка с фиалковыми глазами и фигурой «песочные часы». Наконец, в 50-е восходит звезда Одри Хепберн. Оказалось, что можно неотрывно смотреть на девушку-эльфа, ни капли не похожую на актрис, которые когда-либо становились любимицами зрителей.

1960-е

В эпоху развития европейского кино мир узнает, что богини рождаются не только в Голливуде. Катрин Денев с холодно-изысканной внешностью, Роми Шнайдер с гипнотическими огромными глазами, хорошенькая как куколка Брижит Бардо, воплощение знойности итальянского юга Софи Лорен, Анук Эме с интеллигентной, чуть ироничной красотой. Наступает эпоха популярности образа девочки-ребенка — Джейн Биркин, Джейн Фонда, Анна Карина, Джин Сиберг, Голди Хоун и Миа Фэрроу. Эталон красоты определить уже невозможно: внешность актрис крайне индивидуальна: Натали Вуд, Фэй Данауэй, Анн Бэнкрофт, Ширли Маклейн, Джоан Вудворт.

1970-е

Время интеллектуального кино, когда от актрис в большей степени требуется играть, нежели красиво стоять в кадре. Мерил Стрип дебютирует в «Охотнике на оленей» и «Манхэттене», а Дайан Китон снимается в «Крестном отце» и «Энни Холл». Так Голливуд открывает своих самых характерных актрис, исполнительниц ролей сильных женщин, отнюдь не томных красоток. Более того, к началу 1970-х Барбара Стрейзанд стала известна благодаря хиту «Смешная девчонка», а уж более нестандартной внешности, чем у актрисы, еще поискать. На экраны выходят «Звездные войны», после которых зрители влюбляются в Кэрри Фишер, хрупкую, но боевую принцессу Лею. В подружки к «Кинг-Конгу» нашли глазастую Джессику Ланг. Бернардо Бертолуччи снимает «Последнее танго» с Марией Шнайдер, а Роман Полански — «Тесс» с Настасьей Кински. Обе актрисы, несмотря на смелые роли, воплощают образы женщины-ребенка. На телеэкраны выходят «Ангелы Чарли» с Фарой Фоссет, волевой уроженкой Техаса, которая становится очень популярна.

1980-е

Эти годы стали золотым временем для двух французских актрис, которые внешне похожи. — Изабель Аджани и Софи Марсо, брюнеток с чуть раскосыми глазами и пухлыми губами. Дэвид Линч снимает Изабеллу Росселини в «Синем бархате», ее красота покоряет Голливуд. В Америке тем временем появляются свои кумиры — Мишель Пфайффер и Кэтлин Тернер, чья внешность и роли отчасти становятся ответом Голливуду 1940-х. Тернер играет белокурую фам-фаталь в «Жаре тела», ремейке классического нуара «Двойная страховка» с Барбарой Стэнвик. Мишель Пфайффер — подругу гангстера в «Лице со шрамом». А Ким Бейсингер дебютирует в бондиане «Никогда не говори никогда», а после картины «Девять с ½ недель» становится одним из главных секс-символов 80-х. Ее тип — блондинка а-ля Вероника Лейк, двойника которой она сыграет позже в «Секретах Лос-Aнджелеса». В то же время появляются актрисы, чья внешность вне канонов женской красоты, — Джина Дэвис, Энди Макдауэлл, Лорен Хаттон, Сигурни Уивер, Сьюзан Сарандон и Эллен Баркин.

1990-е

Эти годы подарили кино множество актрис с яркой индивидуальностью, но ни одну из них — рыжую и веснушчатую Николь Кидман, нежную блондинку Уму Турман, хрупких Джоди Фостер, Вайнону Райдер и Дженнифер Джейсон Ли, сексапильных Алисию Сильверстоун и Кэмерон Диас — нельзя назвать классической красавицей. Кейт Уинслейт сыграла у Джеймса Кэмерона в «Титанике» — так пышная английская роза обрела тьму поклонников. Неожиданно (наверняка и для самой себя) после «Основного инстинкта» секс-символом становится зрелая Шэрон Стоун, чья карьера в кино до этого толком даже не начиналась. Лив Тайлер играет у Бертолуччи в «Ускользающей красоте» и поражает своей необычной внешностью. В паре с Леонардо Ди Каприо в «Рэмео и Джульетте» играет скуластая Клэр Дейнс, от которой тоже глаз не отвести.

Ранние 2000-е

В 2003 году на экран выходят «Трудности перевода» со Скарлетт Йоханссон, чувственную блондинку с формами начинают называть новой Мэрилин Монро. Вырастает Натали Портман, чья обманчиво наивная внешность сражала еще в «Леоне». Вышедшие с участием актрисы новые «Звездные войны» возводят ее в ранг одной из самых популярных актрис. Холодная нордическая внешность Кирстен Данст пришлась кстати как для независимого кино Софии Копполы, так и для блокбастера «Человек-паук». Все вдруг в восторге от гротескной внешности Анджелины Джоли. Настоящую революцию в канонах красоты совершает сериал «Секс в большом городе». Сара Джессика Паркер является вторым после Барбары Стрейзанд примером, что и самое неординарное лицо может быть привлекательным. Горстью изюма в Голливуде становятся характерные актрисы из европейского кино — Пенелопа Крус и Моника Белуччи.

Наши дни

Последние годы в кинематографе показали, насколько различные типы красоты могут быть признаны каноническими. Кристин Стюарт с внешностью угловатой школьной девчонки. Прохладная Блейк Лайвли, которую Оливер Стоун сравнивает с молодой Мерил Стрип. Дженнифер Лоуренс не случайно до «Голодных игр» снималась в независимом кино, ее образ — простая девчонка из Кентукки. Про Киру Найтли и ее тяжелую (чаще пишут — волевую) челюсть сказано немало, что отнюдь не мешает актрисе быть звездой первой величины и лицом Chanel. Рыжая Эми Адамс с остреньким носом — новая Николь Кидман. Раскосая и со множеством веснушек Эмма Стоун с успехом снимается в блокбастерах. Амбер Херд обладает порочноневинной внешностью а-ля Алисия Сильверстоун и Ким Бейсингер. И все девушки неизменно пользуются вниманием прессы, и их без конца фотографируют на красных дорожках.

Наше время — эпоха, когда звездами становятся актрисы из сериалов. Так после «Безумцев» мы узнали про Кристину Хендрикс и Дженьюари Джонс (немножко как Грейс Келли). Благодаря «Игре престолов» зрители рукоплещут Эмилии Кларк и Лене Хеди, актрисам с внешностью, которую лучше всего бы охарактеризовать как отталкивающе-привлекательную. И Европа дарит своих героинь — Марион Котийяр и Леа Сейду, очаровывающих своим шармом. Скажем также пару слов про большую популярность Тильды Суинтон и Шарлотты Генсбур. Факт, что женщины, столь необычные внешне, становятся лицами лучших Домов моды, говорит о многом.