Нигде в Африке


Обширный географическо-исторический фон картины «Нигде в Африке» затрагивает тему холокоста и изгнания. Однако главная тема фильма — противопоставление избалованной цивилизации Запада и первобытного образа жизни, который исповедует африканский континент.

Обладательница почти 20 призов значимых мировых кинофестивалей — кинолента «Нигде в Африке» снята в 2001 году по автобиографической книге немецкой писательницы Стефани Цвейг. Объем продаж ее романа в Европе достиг шести миллионов экземпляров, а его экранизацию посмотрели шесть миллионов человек в одной только Германии. Картина стала обладателем «Оскара» за лучший зарубежный фильм — до этого такую престижнейшую награду киноленты из Германии не удостаивались двадцать два года.

Практически эпический фильм рассказывает о семье немецких евреев Редлихов, проживших в Африке девять лет. За год до начала Второй мировой войны Вальтер Редлих, занимавший должность судьи, бежал от нацистов в далекую Кению. Потом, за несколько недель до случившихся еврейских погромов в ноябре 1938 года, ему удается вызволить к себе жену Йеттель и пятилетнюю дочь Регину. Рафинированное семейство из Франкфурта вынуждено приспосабливаться к жизни в самом сердце африканской пустыни.

Вальтер подарил свою судейскую мантию доброму туземцу и устроился управляющим на захолустную ферму. Йеттель с ужасом пытается преодолевать все немыслимые сельскохозяйственные и сантехническо-бытовые трудности. Лишь Регина, как любой ребенок, быстро привыкает к новым условиям, начинает дружить с местными, осваивает их язык, ползает голышом по деревьям и влюбляется в красоту «черного» континента.

Об ужасах, выпавших на долю родителей и друзей-евреев, оставшихся в Германии, семья Редлихов узнает только при помощи чудом найденного радиоприемника. Война задевает беженцев по касательной: даже когда после ее начала англичане интернируют Редлихов, те добиваются разрешения поселиться на другой плантации, где продолжат жить до 1947 года.

«Нигде в Африке» повествует в основном не о горечи изгнания, а о том, что «всюду жизнь», которая основывается на уважении к любым человеческим традициям и устоям. Политкорректность щедро приправлена колоритнейшими кадрами жаркой саванны. Зрителей покоряют то эйзенштейновскими съемками налета полчищ саранчи, то крупным планами грязи, которая хлюпает под босыми ногами. Камера любуется колебанием раскаленного пустынного воздуха, невероятными стволами деревьев, миндалевидными глазами олененка.

Самые настоящие жизненные страсти разгораются между членами семьи: супруги охладевают друг к другу среди жара пустыни, жена крутит роман с британским офицером, дочь влюбляется в мальчика-аборигена... Но вот опять неожиданный поворот судьбы, и все меняется в этой истории. Вальтер получает вызов с предложением вернуться к своей юридической деятельности, и уже привыкшие к странному суровому экзотическому миру Редлихи возвращаются в Германию.

К этому времени страсть возвращается к супругам, а повторное обретение родины знаменуется рождением их второго ребенка — это сын Макс. Он зачат в Кении, но родился в Германии, и ему точно не надо будет учить суахили.

Зато этот язык никогда не забудут Вальтер, Йеттель и Регина. Как и все, что связано с их второй родиной — Африкой. Они узнали ее не как туристы, а как настоящие эмигранты, которые никогда не забывали на чужбине свое настоящее отечество: «Если у тебя украли корову, то ее убили и съели, ее нет. Но если у тебя украли родину — она все равно есть, о ней нельзя забывать».

Небывалый международный успех «Нигде в Африке» многие критики пытались связать с затронутым в картине вопросом холокоста и гонимых евреев. Однако версия эта представляется надуманной, все-таки главными героями фильма являются дикая и величественная Африка, ее народ, звери и природа.