Русские в Болливуде


Один из самых распространенных видов заработка среди дауншифтеров, обосновавшихся в Индии — съемки в кино. Хороший, я замечу, опыт — возможность увидеть настоящую Индию, пообщаться с реальными, а не мифическими индийцами, попробовать понять их проблемы и отличающуюся от нашей ментальность. Для многих отчаянных бэкпекеров стать актером в Болливуде — самый простой и не требующий квалификации способ оставаться на плаву и вести вполне достойный образ жизни.

Ранее считалось весьма престижным практически в любой болливудский фильм вставить фрагмент с белым, необязательно красивым актером. Сейчас ситуация несколько изменилась — индийцы стали избирательнее, профессиональнее, хотя и не без доли раздолбайства, присущей всем местным жителям. Во всем мире существует институт агентов, скаутов, которые по заказу продакшен-студии проводят подбор актеров для участия в съемках. Отдельная каста — это болливудские агенты, как правило, хитрые, изворотливые, пытающиеся обмануть.

Особенно новичков. Уловок очень много, нужно уяснить для себя, что работа в Болливуде — это рулетка с определенным риском. Случается, что агенты просто не рассчитываются за работу, ведь ни каких договоров и контрактов не существует, потому условия оплаты, проживания, времени работы нужно оговаривать долго и кропотливо, не отступая ни на йоту, иначе, почуяв слабину, агент обязательно ею воспользуется.

Существует несколько градаций работы и оплаты, нужно учитывать тот факт, что сумма гонорара в кино меньше, чем, скажем, работа на съемках рекламы:

  • Extra — это обычная массовка, «живые декорации»;
  • Featured Extra — актеры, минимально появляющиеся в кадре, в формате «кушать подано»;
  • Character, micro role небольшие эпизоды с текстом, возможно, главные или второстепенные герои рекламных роликов.

Три типа белых, которые получают работу в Болливуде:

«Балбесы»

Ленивые и не желающие выезжать за пределы русскоязычных гетто в Северном Гоа. Стоимость таких актеров низка — примерно $20−25 в день; оплата наличными по окончании съемочных дней. Многих прельщает возможность бесплатной еды и не напрягающий ритм работы. Для агентов, этих «крыс Болливуда», это самые интересные клиенты — чистая прибыль на таких актерах самая большая.

Как правило, внешний вид значения не имеет. Главное условие — европейские черты лица. Не важен возраст, вес и прочие физические данные. В среднем в смету на таких артистов закладывается порядка $150 в день. Агент, подсуетившись и организовав всю эту публику, разницу кладет себе в карман. Иногда агенты вывозят целые автобусы в Мумбай. Тогда оплата несколько поднимается и доходит до $50 в день. Агент за свой счет размещает массовку в недорогих гостиницах и обеспечивает питание на съемочной площадке. Но даже при таких затратах высокая рентабельность позволила моему знакомому агенту за год купить весьма дорогостоящую квартиру в престижном районе Мумбая. Нередко агенты пытаются обмануть клиентов, и тогда дело заканчивается скандалами, а в некоторых случаях и мордобоем. Так, один мой знакомый гонялся по гоанскому кукурузному полю на мотоцикле за агентом, который с ним не рассчитался.

«Профессионалы»

Начнем с гонораров: они стартуют от $100 до $400 за съемочный день. Последняя цифра скорее исключение, и такие гонорары случаются крайне редко. Для того чтобы войти в этот статус, нужно жить в Мумбае. В городе существует колония русскоязычных ребят, основным заработком которых является работа в киноиндустрии. Обычно все они проживают в удаленном районе Мумбая с шикарным, но мало имеющим отношение к району названием Royal Palm. Микрорайон новостроек, очень напоминающий черное гетто в Нью-Йорке и находящийся непосредственно возле Film City — городка с павильонами, где снимается большинство фильмов. С этим городком граничат весьма живописные рисовые поля и буйволиные фермы. Я неоднократно наблюдал, как вышедшие на перерыв индийские артисты ходили туда испить свежего буйволиного молочка.

Вместе с тем эта категория, наиболее опытная и востребованная, находится в постоянном контакте с агентами и весьма привередлива в смысле запросов — индийцы уважают только таких, и выжить здесь можно, до определенной степени включая режим «капризного белого».

Colaba people

Так на сленге «профессионалов» называют залетных туристов — это самая смешная и нелепая категория статистов. Происходит от названия исторического района Мумбая — Colaba. По обыкновению, туристы стремятся именно туда — посмотреть роскошный отель Taj, Ворота в Индию и отобедать в воспетом в романе «Шантарам» вполне себе реальном кафе «Леопольд». Агенты пристают к туристам прямо на улице, ошарашивая их предложением: «А хотите сняться в болливудском кино, заработать немного денег и пообедать?» Как правило, собрать автобус таких зевак не составляет большого труда. Оплата смехотворно низкая — от $3 до $7 в день. По съемочным павильонам они ходят станками с восторженно выпученными глазами и напоминают октябрятский отряд. В глазах светится счастье от возможности прикоснуться к сакральному — индийскому кино, а также написать о своих впечатлениях в блоге.

Качество кинопродукции стремительно меняется. В прошлом году в Варанси я со скуки забрел в индийский кинотеатр, построенный еще при Индире Ганди. Он очень напомнил мне кинотеатры брежневских времен: дерматиновые коричневые кресла, похожий дизайн помещений. В тот день давали блокбастер «Kirish 3» — такого количества продакт-плейсмента и постпродакшена я не ожидал увидеть. Фильм шел три часа, с антрактом. После просмотра сложилось ощущение, что индийцы, удаленно работающие в компьютерных дизайнерских студиях для западного рынка, сошли с ума от безнаказанности. Картина была просто нашпигована сумасшедшей по качеству и количеству компьютерной графикой со спецэффектами.

Индийская киноиндустрия — явление отнюдь не однородное. Для огромного рынка даже размаха Болливуда явно недостаточно. Поэтому существует несколько основных центров кинопроизводства — Дели, Мумбай и Южная Индия (Ченнай, Бангалор). Последний регион — это вообще отдельный мир со своими звездами и правилами. Феномен южно-индийского кино мало изучен, но одно могу сказать: как правило, это вполне классические кинокартины с присущим им архаизмом сюжета и предсказуемыми страстями — любовью, коварством, изменой, деньгами и наследством.

Многие прочили Болливуду смерть — эпоха телесериалов и спутниковых тарелок сильно ударила по кинопрокатному бизнесу, оттянув большую часть аудитории, но при этом значительно расширила горизонты кинобизнеса. Платные каналы с индийским кино начали ретранслироваться по всему миру, не считая колоссального рынка продаж цифровых прав на прокат. В результате наблюдений я сделал простой вывод: через эту индустрию проходит огромное количество неучтенных наличных денег, и кино в этом случае — прекрасный способ легализации доходов знаменитой мумбайской мафии. А сейчас уже и в международном масштабе.

Индийцы как дети — они обожают кино и готовы смотреть его до бесконечности. К примеру, хозяин гостиницы, в которой я жил, узнав, что я знаком с актрисой Приянкой Чопра, восторженно залепетал, тыча пальцем в мою сторону: «Он знает Приянку, он звезда Болливуда!» Это любовь, в лучах которой погрелся и я. И смею вас заверить: индийское кино, как и мумбайская мафия — бессмертно.