Биография Лидии Литвяк


...С черно-белых снимков на нас смотрит миниатюрная светловолосая красавица. С такой внешностью она вполне могла стать популярной актрисой, пить ледяное шампанское на светских раутах, закусывая хрустящими корзинками с икрой, позировать фотографам в меховых боа и бриллиантах, с каждым днем приумножая список своих киноработ. Не зря же в Лидии Литвяк видели внешнее сходство с «третьей великой блондинкой СССР» Валентиной Серовой (первыми, к слову, были Любовь Орлова и Марина Ладынина). Но у нашей героини был свой список побед, и отнюдь не на киноэкране или театральных подмостках. За 8 месяцев героической службы Гвардии младший лейтенант Литвяк осуществила 168 боевых вылетов, приняла участие в 89 воздушных боях, сбила 11 вражеских самолетов и 1 аэростат-корректировщик.

Такой вот внушительный список у самой женственной и обаятельной летчицы времен Великой Отечественной войны...Впрочем, она все-таки украсила обложку популярного журнала «Огонек». На фотографии «Белая Лилия Сталинграда» (такого поэтического прозвища удостоилась 21-летняя Лиля Литвяк) была вместе со своей боевой подругой Екатериной Будановой, а ниже подпись:«12 самолетов противника сбили эти отважные девушки».

Заметка о легендарной летчице вышла в апреле 1943 года, а уже через 4 месяца Лидия пропала без вести (злая ирония судьбы: случилось именно то, чего она, дочь репрессированного, больше всего боялась). Но обо всем по порядку.



Лидия Литвяк, биография

Будущая королева истребителей Лидия Литвяк родилась в Москве в День авиации (этакий сигнал судьбы!) −18 августа 1921 года. Маленькую Лилю — она предпочитала, чтобы ее называли именно так, — с самого детства тянуло в небо. Впрочем, на фоне всеобщего увлечения авиацией этот факт едва ли выглядит удивительным: наоборот, было бы странно, если простая советская девушка мечтала царить в будуаре «с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках». «Молодежь — в ОСОАВИАХИМ!», — гласил клич эпохи. Так что наша героиня шла в ногу со временем, с легкостью променяв игру в куклы на авиационный кружок, а каблуки и платья — на комбинезон и летный шлем. Впрочем, одно дело увлекаться, а совсем другое — самой осуществлять полеты. Именно поэтому 14-летняя Лиля поначалу скрывала от родителей свои походы в авиаклуб, но долго прятать такую бурную заинтересованность было просто невозможно. Через год девушка уже самостоятельно совершила свой первый полет, и тогда же случилось еще одно знаковое, но на этот раз трагическое событие — ее отца, железнодорожника Владимира Литвяка, репрессировали и расстреляли. Лиля, разумеется, этот факт тщательно скрывала: быть дочерью врага народа — тяжелая ноша, особенно для 15-летней девчонки, отчаянно бредившей авиацией.

После школы Лида окончила курсы геологов и отправилась на Крайний Север, а после переместилась на юг и наконец-то вернулась к полетам. Литвяк окончила Херсонскую авиационную школу, после чего работала в Калининском клубе, где самостоятельно подготовила 45 летчиков. «Она умела видеть воздух», — говорили о ней сослуживцы.

Судьбоносное решение

«У войны не женское лицо» — неоспоримый тезис, так, впрочем, думали и советские власти. Допускать юных комсомолок в ряды регулярной армии, кроме как в роли медсестер, они явно не планировали. Но XX век ломал стереотипы. Знаменитая советская летчица Марина Раскова добивалась лично у Сталина разрешения на формирование женских боевых частей. Девушки буквально рвались на передовую, и сопротивляться желанию такого количества людей было бесполезно, тем более что армия несла значительные потери именно в летном составе. Поэтому уже в октябре 1941 года было принято решение о формировании трех женских авиаполков. Лиля Литвяк, самостоятельно приписавшая себе недостающие летные часы, подала документы в боевую авиацию и была зачислена в 586 истребительный полк, к той самой Марине Расковой.

Фирменный почерк

Сперва хрупкая блондинка отличилась вовсе не боевыми успехами, а неожиданной тягой к... модным аксессуарам. Однажды Лиля разрезала унты и пришила себе на куртку меховой воротник. Строгая Раскова была в бешенстве: вместо того чтобы выспаться перед учениями, девчонка целую ночь мастерила себе модную ерунду! За такую мелкую провинность Лилю арестовали, и ей пришлось перешивать мех обратно. «Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке...» — вспоминала сослуживица Литвяк Инна Паспортникова. Впрочем, не о том ли писала Ольга Берггольц в своем «Запретном дневнике»? «...Еще они спрашивают нас: «Как вы можете жить — думать о платьях, о спектаклях, ведь в любую минуту может начаться шум и свист, ведь он же — смерть...» Как им объяснить, что можем, что просто живем — и все, и не думаем о «ней» вовсе. <...>, не потому, что «герои», а просто потому, что по-другому научились жить

Так или иначе. Лилю поначалу запомнили именно за эту девичью слабость.

Говорят, наша героиня любила носить длинные белые шарфы из парашютного шелка и всегда держала в кабине букет полевых цветов. Возвращаясь с боевых заданий, летчица «рисовала» в воздухе фигуры высшего пилотажа, — за такое хулиганское щегольство девушка, конечно, опять получала выговоры от начальства, но отныне это был ее фирменный почерк, неотъемлемая деталь романтического образа. После первой серьезной победы ее самолет украсила лилия. С тех пор цветок стал ее фирменным знаком и позывным.

Сталинградские успехи

С апреля по сентябрь 1942 года Лиля прикрывала Волгу от вражеских налетов, после чего прибыла в Сталинград. Свой список побед Литвяк открыла более чем ярко: сначала девушка сбила бомбардировщик Ju-88. Затем спасла свою подругу Раису Беляеву, когда у той закончились боеприпасы. Лиля заняла ее место и после изнурительного поединка подбила Me-109, летчиком которого оказался немецкий барон, кавалер Рыцарского креста, ас. Говорят, что немец был шокирован тем, что его, опытного летчика, сбила какая-то белобрысая девчонка! По некоторым данным, он даже вручил Лиле свои золотые часы — в знак признания, после того, как она поделилась с ним подробностями боя. Впрочем, вполне возможно, что это не более чем вымысел.

К сожалению, знаменитый женский отряд, созданный Мариной Расковой, просуществовал недолго. Вскоре Лиля вместе с боевой подругой Екатериной Будановой примкнули к 437 авиаполку, в составе которого были одни мужчины.

Прерванный полет

Медаль за оборону Сталинграда, орден Красной Звезды, — заслуги юной летчицы были оценены по достоинству. А еще она наконец-то встретила свою любовь — тоже летчика, разумеется. В начале 1943 года всегда сдержанная к мужскому вниманию Лиля пришла служить в полк, где ее наставником, а вскоре и супругом стал старший лейтенант Соломатин. К сожалению, эта красивая пара недолго была вместе. 21 мая 1943 года самолет Алексея разбился на глазах его любимой жены и боевых товарищей. А еще через два месяца случилась другая трагедия: от полученных ран скончалась лучшая подруга Лили Катя Буданова. Атмосфера накалялась, бои становились все ожесточеннее, но отступать было невозможно. Лиля постоянно рисковала. Она была несколько раз ранена, но уже через неделю бежала из госпиталя и снова оказывалась за штурвалом, вопреки всем запретам. Казалось, кто-то бережет летчицу и судьба, отняв двух самых близких людей, благоволит ей самой, но... жизненный путь Литвяк тоже оказался коротким. 1 августа 1943 года, сбив три вражеских самолета, она погибла.

Восстановленная справедливость

...Лиля пропала без вести. Злые языки утверждали, что в Мариновке видели миниатюрную белокурую девушку, садящуюся в машину к немецким офицерам. Никакого официального подтверждения эта версия не получила, однако несложно догадаться, чем обернулся подобный слух для дочери врага народа. Так, с присуждением звания Героя Советского Союза решено было повременить. Понадобились годы, чтобы доказать, что Лиля действительно погибла, выполняя боевое задание. Долгих 36 лет длились поиски, и только в 1979 году в Донецкой области были найдены останки храброй летчицы. Еще через 11 лет Лидии Литвяк наконец присудили заслуженное звание Героя Советского Союза посмертно.

Впрочем, злые языки не успокоились; когда в моду вошли разоблачения, появились мемуары, в которых Лиля представала не опытным бойцом, а блондинкой, «частенько плохо представлявшей, куда и зачем летит». К счастью, таких «воспоминаний» было немного.

Так или иначе, именно Лидия Литвяк вошла в историю как самая результативная летчица и даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. Ее «небесный почерк» назван чкаловским, что является наивысшей оценкой боевого таланта.