Герои нашего времени


Непробиваемый мизантроп. Едкий острослов. Абсолютный индивидуалист. Это — объект культа современной поп-культуры, герой нашего времени: Шерлок в исполнении Бенедикта Камбербэтча, доктор Хаус, Уолтер Уайт из «Во все тяжкие». Но не этот ли тип героя мы когда-то изучали на уроках литературы?

Давно замечено, что русская литература профитична, то бишь обладает способностью предсказывать будущее. Знали ли советские и российские школьники во время написания сочинений на тему «Образ Базарова в романе «Отцы и дети», что этот герой станет идеалом новейшего тысячелетия? «Любовь — белиберда, непростительная дурь». «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть». Это не цитаты высокоактивного социопата Шерлока Холмса из новейшего английского сериала, а сентенции нигилиста Евгения Базарова из романа Ивана Тургенева. «Лишние люди» русской литературы второй половины XIX века вполне могут считаться предшественниками современных киногероев, которые презирают весь мир, оставаясь чувствительными симпатягами.

Каждая эпоха рождает свой набор характерных типажей, героев нашего времени. В свое время умами властвовали благородные разбойники и мужественные фаталисты с печальными глазами, лощеные прожигатели жизни и молодые бунтари против буржуазной морали. Любимцы публики нового тысячелетия — эгоистичные интеллектуалы. Блестящий, нелюдимый, одинокий циник доктор Хаус, Шерлок Холмс, который не верит в семейное счастье и не строит долгосрочных близких отношений. Он не может понять, почему Ватсон так расстроился из-за его возвращения после двух лет мнимой смерти. И в то же время — зрители по всему миру млеют от этой маски колючего равнодушия.

От Григория Печорина из лермонтовского «Героя нашего времени» девушки тоже млели. Одет в бархатный сюртук. Небрежная и ленивая походка. Скрытный характер. Глаза, которые «не смеялись, когда он смеялся». «Он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским» — это отрывок из описания внешности Бенедикта Камбербэтча, исполнителя роли Шерлока и признанного сердцееда? Нет, таким образом Лермонтов описывает своего Печорина. Как и в случае с Холмсом и его коллегами одиночками из других сериалов, женская любовь не «растопила» холодности героя русской классики, который приносил женщинам только несчастья.

Но у персонажей современных сериалов есть одна особенность, которая отличает их от угрюмых предшественников из школьной программы. При всем своем глубоком скептицизме они жаждут признания, им все время необходима обратная связь. Например. Хаус периодически попадает в почти смертельные переделки, но всегда может рассчитывать на Джеймса Уилсона. Ватсон оплакивает Шерлока два года, а после его возвращения называет лучшим другом. И тот момент, когда в лице сухаря-эгоцентрика появляется намек на благодарность или теплое чувство, — именно тот бонус, ради которого миллионы людей смотрят современное кино.