История куклы Пандоры


Задолго до появления супермоделей и глянца о модных тенденциях женщины Европы и Америки узнавали от нее. Ее с одинаковым восторгом ожидали при королевских дворах, на великосветских салонах и в бутиках по обе стороны Атлантики, и, куда бы ни привела ее судьба, ее визиты в лучшие дома были расписаны на месяцы вперед. Для нее были открыты все двери и даже границы враждующих государств. Дамы с детства мечтали подружиться с ней, и звук ее имени сводил с ума модниц и портных — еще бы, ведь ее звали Пандора, и она первой получала дары богов парижской рю де Сент-Оноре, улицы законодателей европейской моды.

Пандора — имя, которое носила кукла, несколько сотен лет верой и правдой служившая послом французской высокой моды. Хотя деревянные куклы находят по всей Европе, первая fashion doll (модная кукла) появляется на страницах французской средневековой хроники. В эпоху индивидуального пошива и чрезвычайной дороговизны предметов роскоши женщина — будь то горожанка или королева — имела не много богоугодных поводов сменить гардероб. Одним из них была свадьба.

В 1385 году юная Елизавета Баварская отправилась из Мюнхена в Амьен, где ей предстояла встреча с будущим женихом, королем Франции Генрихом VI. От этого свидания зависела судьба пятнадцатилетней Елизаветы, ведь решение о браке принимал сам король, и в случае неудачи ей предстояло вернуться на родину с позором. Ни ее отец, герцог Баварский, ни дядя, сопровождавший девушку в пути, не сказали ей ни слова о том, что ждет ее в Амьене, — претендентка на руку и сердце французского короля считала целью своего путешествия паломничество к святым реликвиям Иоанна Крестителя. По дороге кортеж ненадолго остановился в Брюсселе, при дворе графа Геннегау. Его жена Маргарита пригласила гостью к себе в будуар, где познакомила с парижскими куклами, одетыми по последней моде. Платья Елизаветы не шли ни в какое сравнение с роскошными туалетами парижанок — девушка не подозревала, что ей предстоит свидание с королем. В отличие от нее хозяйка будуара знала обо всем и заранее заказала в Париже кукол с образцами нарядов, подходящих к особому случаю. В тот же день были сняты мерки, и вскоре был сшит достойный будущей королевы наряд, в котором Елизавета предстала перед суженым. Хотя в числе ее соперниц была знаменитая красавица Изабелла Кастильская, французский король был очарован баварской принцессой и спустя три дня повел ее под венец в соборе Амьена.



В период правления династии Валуа французские модные куклы прочно вошли в обиход королевских дворов Европы. Сложно было найти подарок желанней, чем Пандора, — и французские королевы не скупились, тратя целые состояния на кукольные гардеробы, которые отправлялись с миниатюрными хозяйками через Ла-Манш или на берега Рейна. Очень долгое время Пандоры были доступны только дамам высшего света. Благородные модницы зачастую имели в своей коллекции несколько Пандор с разнообразным гардеробом для каждой из них. Модная кукла была не игрушкой, а предметом роскоши, и только отслужив по назначению и перестав быть модной, она оказывалась в детской.

В XVII-XVIII веках рост благосостояния горожан привел к ажиотажному спросу на модную одежду, а значит, и на модных кукол. Теперь актуальные фасоны могла позволить себе не только родовая знать, но и буржуа. Настал золотой век Пандор, ведь только они могли дать представление модницам о том, как следует носить шляпку, сколько нижних юбок должна иметь приличная женщина, и как устроены фижмы.

Свой путь Пандоры начинали в парижских ателье. Портные, желавшие привлечь клиентов, заказывали кукол в специализированных мастерских. Размеры кукол варьировались от миниатюрных до полноростовых, служивших точным прообразом современных манекенов и деливших гардероб со своими хозяйками. При изготовлении Пандор использовались воск, дерево, фарфор, стекло и кожа. Художник собирал кукольное тело, присоединяя к деревянному или восковому торсу подвижные руки и ноги, красил и расписывал ее лицо. Большинство Пандор имели натуральные волосы, реже — парики из льна или шерсти. Новую куклу причесывали по моде и закрепляли укладку клеем. Затем для Пандоры создавался наряд — исключительно из модных тканей, с кружевами, вышивкой и миниатюрной фурнитурой. Хотя встречались куклы, изображавшие мужчин и детей, большинство Пандор были женщинами.

В их гардероб входили все элементы одежды, необходимые прекрасной даме, — белье, корсет, шелковые чулки, элегантные башмачки и, конечно, платье. Облаченная в придворное или бальное платье кукла именовалась Большой Пандорой. У Маленькой Пандоры был гораздо более скромный домашний и повседневный наряд. Дополняли его аксессуары: украшения, головные уборы, зонтики — точные копии модных образцов. Полностью наряженную куклу выставляли в ателье, где посетители могли увидеть ее во всей красе. Известие о появлении новой Пандоры вызывало всеобщий интерес. Модную куклу можно было навестить в ателье или пригласить в гости. Ради ее визита собирался цвет дамского общества, куклу размещали в комнате так, чтобы все могли рассмотреть ее и составить полное представление о последних веяниях в моде. Как только столичное общество теряло к ней интерес, Пандору упаковывали и пересылали за границу. Так за пару десятков лет Пандоры стали важной статьей французского экспорта. Из Парижа куклы отправлялись в турне по Европе, пересекали Ла-Манш, а оттуда через океан попадали в американские колонии. И всюду женщины радовались им, как лучшим подругам. Следуя моде, они заказывали Пандор по образу и подобию парижанок местным изготовителям, а портные одевали их по примеру француженок. Покорив модный олимп и проникнув во все будуары. Пандоры обрели невероятную власть над миром.

Когда в 1700 году, не оставив наследников, умер Карл II, последний король испанской династии Габсбургов, европейские державы немедленно схлестнулись в борьбе за испанское наследство, пуская в ход все возможные средства давления на противника. В 1704 году, в самый разгар войны, министры враждующих Франции и Англии заключили договоренность... об особом статусе Пандор. Отныне на них не распространялось эмбарго и прочие ограничения на торговлю между двумя противниками. Пандоры получали специальный пропуск и даже почетный эскорт. В течение десяти лет державы дополнительными соглашениями поддерживали дипломатический статус модных кукол, поскольку малейшее ограничение на их перемещение через границу вызывало рост цен на услуги портных и невероятно обогащало контрабандистов. Лондонское ежедневное издание The Spectator в №277 от 17 января 1712 года сообщило о том, что в город прибыла парижская кукла, одетая по последней моде. Автор статьи подробно описал Пандору, выставленную на всеобщее обозрение, и отметил всеобщий восторг по поводу ее долгожданного визита в Лондон. Без сомнения, впереди ее ожидало путешествие через Атлантику, в Бостон, Филадельфию или Нью-Йорк.

Весь XVIII век Франция диктовала Европе свои правила политики и моды. Казалось, авторитет французских модных кукол непоколебим. Кто мог предположить, что монархия падет, а судьба Пандоры круто переменится? Многие аристократки закончили жизнь на гильотине, а те, кому удалось бежать из охваченной революционным пожаром Франции, увезли с собой модных спутниц. Производство французских кукол надолго прекратилось, и, хотя Париж снова стал столицей европейской моды, Пандоры навсегда перестали быть единоличными властительницами дум.

Или нет? Все совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Присмотритесь — и вы увидите, что индустрия современной мода насквозь пронизана наследием Пандоры.

С модными куклами связана история создания парижского модного Дома Lanvin. Мадам Жанн-Мари Ланвен осознала свое призвание за шитьем кукольных нарядов. Миниатюрные платья принесли ей известность и вдохновили на открытие собственного ателье. В витрине своего бутика мадам Ланвен размещала собственноручно изготовленные куклы женщины и девочки, одетые в одинаковые наряды, чем предвосхитила популярность истинных наследников Пандор — демонстрационных манекенов. Они появились совсем недавно, на рубеже ХIХ ХХ веков, и с тех пор вечерняя прогулка вдоль сияющих огнями витрин модных бутиков стала обычным развлечением жителей и гостей европейских столиц. Манекены, эти современные Пандоры, демонстрируют лучшее из того, что предлагает индустрия моды.

Решающий удар авторитету модных кукол нанес глянец. Благодаря своей доступности журналы значительно превосходили Пандор в популяризации модных тенденций, и к началу XX века любая горожанка хотя бы раз в месяц могла позволить себе свежий номер. Но куклы упорно боролись за место под солнцем, и еще не раз миниатюрные модницы, очень похожие на Пандор, появлялись в парижских витринах и в будуарах, напоминая о своем былом могуществе. Так, в начале XX века Париж завоевали восковые красавицы, одетые в исторические костюмы и экстравагантные наряды от известных кутюрье. Их создала мадам Лафит-Дезира, дочь издателя Пьера Лафита. В отличие от Пандор восковые парижанки не могли менять наряды, но так же, как их предшественницы, не были игрушками: хрупкие элегантные дамы Лафит-Дезира были произведениями искусства, интерьерными куклами. Их полная противоположность — демократичная бумажная кукла. Несмотря на неблагородное происхождение — первые бумажные куклы создавались специально для детей, — эта скромница некоторое время по праву занимала пьедестал законодательницы мод. Ее история не менее примечательна, потому что бумажные куклы, напечатанные в журналах вместе с разнообразным гардеробом, формировали модный вкус нескольких поколений европейских и американских женщин.

Возможности, дарованные техническим прогрессом, изменили мир моды. Цветная полиграфия, фотография и кинематограф, стандартизация, индустриальный бум и появление синтетических материалов открыли новые горизонты производства и потребления. На смену уникальной Пандоре доиндустриальной эпохи неизбежно пришли современные элитные куклы, представительницы кукольной haute couture, и доступная pret-d-porter — предназначенные для детей игрушки, для которых многие из нас шили наряды в детстве. Сами по себе старинные Пандоры стали жемчужинами коллекций антикварных и авторских кукол.

Казалось, что в новом веке Пандора-посланница больше не нужна моде, что она стала историей. Но совершенно неожиданно в 1945 году на ее внучек вновь была возложена почетная и ответственная миссия возрождения модной индустрии Франции. В условиях послевоенного дефицита ведущие модные Дома Парижа совместными усилиями организовали передвижную выставку «Театр моды». Все роли в театре принадлежали проволочным куклам высотой 70 сантиметров — на полноразмерные модели платьев не хватало ткани и ниток. В создании коллекций приняли участие 60 модельеров и дизайнеров. Одетые с головы до ног, причесанные по последней моде, две сотни кукол покинули родину. Посольство французских кутюрье в течение года посетило Лондон, Лидс, Барселону, Стокгольм, Копенгаген и Вену. В 1946 году новые Пандоры пересекли Атлантику и, выполнив свое предназначение, подобно предшественницам, нашли последний приют в Америке. Заканчивается ли на этом история куклы Пандоры? Отнюдь нет. Столь одаренная дама не может быть молчаливым украшением музейных экспозиций. Путешественница сквозь пространство и время, Пандора консультирует искусствоведов, вдохновляет художников и дизайнеров. Остается поверить на слово ее поклонникам, которые уверены: Пандора бессмертна, как сама мода.