Итальянская мода


В конце Второй мировой войны Италия меньше всего была похожа на будущий центр мировой моды. Итальянцы в большинстве своем были бедны, а примерно половина из них — неграмотны. Итальянская экономика в основном полагалась на сельское хозяйство и, как и экономика многих других европейских стран в тот период, сильно страдала от торгового дефицита — импорт существенно превышал экспорт.

Но всего через десять лет итальянская мода стала синонимом великолепного качества и безупречного стиля. Дамы в платьях итальянских дизайнеров уже блистали на великосветских приемах по обеим сторонам Атлантики, но самое главное — итальянская мода покорила сердца простых обывателей, всегда обеспечивающих львиную долю коммерческого успеха любого проекта. Истории этого невероятного триумфа была посвящена выставка «Волшебство итальянской моды: 1945—2014» (The Glamour of Italian Fashion 1945—2014), до 27 июля работавшая в лондонском Музее Виктории и Альберта. Из экспозиции можно было подробно узнать о вполне прозаических ингредиентах, из которых состояло это волшебство.



Начало истории итальянской моды

В 1948 году США начали претворять в жизнь План Маршалла — программу экономической помощи европейским странам, заявленной целью которой было восстановление разрушенной войной экономики Европы и модернизация промышленности европейских стран. Текстильная промышленность Италии стала одной из областей, финансировавшихся в рамках этого плана. Кроме того, правительство США активно сотрудничало с правительством Италии по многим направлениям.

Но деньги и власть никогда не решают все. Для того чтобы магия начала действовать, всегда нужен какой-то секретный ингредиент. И этим ингредиентом стал предпринимательский гений Джованни Баттиста Джорджини, закупщика из Флоренции.

Модные показы

Первую коллекцию итальянской модной одежды Джорджини собрал в рамках выставки «Италия за работой» (Italy at work), на которой были представлены новейшие достижения страны в области промышленности и дизайна. Выставка открылась в Бруклинском музее в 1950 году и пользовалась большим успехом. Американцы были восхищены любовью итальянцев к декоративности и цвету, их независимостью от традиционных канонов и более всего — той индивидуальностью, которую они привносили в дизайн.

В 1951 году Джорджини вновь организовал показ коллекций итальянских дизайнеров, которому сопутствовал еще больший успех. Мероприятие стало ежегодным. С 1952 года оно проводилось в одном из самых восхитительных мест Флоренции — в Белом зале (Sala Bianca) Палаццо Питти.

На этом мероприятии присутствовали закупщики из всех ведущих универмагов и журналисты со всего света (но в первую очередь из США — основного покупателя итальянской моды). Чтобы развлечь своих иностранных гостей, помимо дефиле Джорджини устраивал великосветские приемы и блистательные балы, на которых неизменно присутствовали итальянские аристократы. Впечатленные американцы увозили с собой из Италии огромные заказы и публиковали восторженные материалы в журналах. Итальянская мода становилась — все более популярным объектом экспорта.

На выставке в Музее Виктории и Альберта можно было посмотреть на несколько платьев, которые были продемонстрированы на тех самых модных показах в Белом зале Палаццо Питги. Один из самых ярких экспонатов — платье Simonetta. Работы этого дизайнера пользовались особенной популярностью у закупщиков американских универмагов и американских журналистов. Это платье было задействовано в съемке для журнала Harper's Bazaar в 1952 году.

Итальянская мода и кино

Еще одним магическим ингредиентом, сделавшим итальянскую моду объектом желания для миллионов людей по всему миру, стало кино. В 1950−60-е очень многие голливудские фильмы снимались в Италии. Среди них были такие шедевры, как «Атоний и Клеопатра», «Война и мир», «Римские каникулы». Режиссеров привлекали демократичные цены киностудии «Чинечитта», а также солнечный климат и отличная кухня.

Вслед за звездами, занятыми в съемках, в Италию ехали журналисты. Фотографии знаменитых актеров на съемочных площадках, на отдыхе на побережье Амальфи или во время похода по магазинам во Флоренции заполнили глянцевые издания. Кинозвезды первой величины, такие как Элизабет Тейлор и Ава Гарднер, стали воплощением итальянского стиля. Итальянские модные Дома начали ассоциироваться со своими знаменитыми клиентками. Некоторые Дома создавали платья как для их экранных героинь, так и для повседневной жизни. Наверное, самый знаменитый пример такого сотрудничества — сестры Фонтана и Ава Гарднер.

Платья модного Дома сестер Фонтана, знаменитого своими великолепными вышивками, яркими шелками и женственными силуэтами, можно было увидеть на Аве в фильмах «Босоногая графиня» (1954), «И восходит солнце» (1957), «На берегу» (1959). В творениях этого же дизайнерского Дома, как нельзя лучше подчеркивающих роскошную фигуру актрисы, она появлялась и за пределами киноэкрана.

Однако самое знаменитое платье сестер Фонтана было создано для другой актрисы — Аниты Экберг, платье для сцены на площади ди Треви из культового фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita).

Хотя и у этого платья есть некая связь с Авой Гарднер — именно эта актриса стала прототипом заезжей голливудской звезды Сильвии, стоящей под струями знаменитого фонтана с героем Марчелло Мастроянни.

На выставке в Музее Виктории и Альберта можно было посмотреть на, наверное, самое яркое воплощение роскоши итальянского стиля той эпохи — драгоценности Bvlgari, принадлежавшие Элизабет Тейлор. Их подарил актрисе в день помолвки ее будущий муж Ричард Бартон. Элизабет не раз надевала колье и кольцо с колумбийскими изумрудами и бриллиантами, но, пожалуй, самые знаменитые ее фотографии в этом комплекте были сделаны во время бала-маскарада в венецианском отеле Са' Rezzonico в 1967 году.

Другой интересный экспонат выставки, связанный с киноиндустрией, — мотороллер Vespa. Этот непримечательный итальянский вид транспорта стал культовым после того, как был задействован в одной из самых знаменитых сцен фильма «Римские каникулы» (Roman Holiday) — герои Одри Хепберн и Грегори Пэка ездили на нем вокруг Колизея. До сих пор этот скромный мотороллер, когда-то изображенный на афише фильма «Римские каникулы», вызывает прочные ассоциации с Италией, солнцем, легкой влюбленностью и сбежавшей принцессой. Киноиндустрия имела не последнее значение и в популяризации мужской итальянской моды. Итальянские актеры, одетые в костюмы, в отличие от английской классики не скрывающие, а подчеркивающие фигуру, стали лучшей рекламой портных своей страны. Особенно примечательную роль в мировом признании итальянских костюмов сыграл фильм «Сладкая жизнь».

Герой Марчелло Мастроянни покорил всех — и мужчин, которые хотели быть на него похожими, и женщин, которые хотели видеть похожего на него мужчину рядом с собой. Итальянские мужские костюмы 50−60-х годов, отличающиеся более облегающим силуэтом, четкими линиями и легкими тканями, также были представлены на выставке.

Продолжение истории итальянской моды

Роскошь и кино до сих пор являются неотъемлемыми элементами ДНК итальянской моды. В последние годы наиболее продаваемыми товарами итальянских дизайнеров стали аксессуары — сумки, обувь и перчатки. Современные покупатели расценивают эти элементы гардероба как своеобразную волшебную палочку — возможность придать любому образу гламурность, статусность или дерзость (по желанию) с помощью всего одной вещи.

Итальянских дизайнеров по-прежнему продолжает обожать Голливуд. Именно итальянка Миучча Прада разрабатывала эскизы платьев для самого громкого костюмированного фильма последних лет — «Великого Гэтсби».

Сегодня, как и много лет назад, итальянская мода — это не просто безупречный стиль, это волшебство. Волшебство, позволяющее создавать восхитительный образ принцессы на экране и почувствовать себя такой в реальной жизни.