Эволюция регги


Сальса и меренге, сока и калипсо: Карибские острова в 1960-х были плавильным котлом, откуда появилось множество образцов международной музыки. Заполонивший Ямайку стиль ска, навязанный джазом, постепенно развивался, замедлялся и наконец, превратился в один из наиболее влиятельных музыкальных стилей, родившихся на острове: регги.

Многие исполнители экспериментировали с неторопливой музыкой, замешанной на растафарианской духовности со вкусом повседневности и превратностей жизни бедняков, но никто из них не снискал такого авторитета, как The Wailers. Изначально группа образовалась как ска-коллектив, но осталась в истории как новатор в развитии регги. Благодаря стараниям продюсеров, в том числе Ли «Скрэтча» Перри, и своим лидерам — Бобу Марли, Питеру Тошу и Банни Уэйлеру — группа значительно расширила музыкальное влияние Ямайки во всём мире, пик которого пришёлся на 1970-е.

Вторая волна регги покинула тёплые Карибы, и хлынула на более северные и куда более холодные острова Соединённого королевства. Экономические невзгоды в Англии конца 1970-х годов привели к появлению агрессивной музыки панк: более быстрой и менее структурированной версии рока (если вас интересует история панка, читайте статью «Движение панк»). Внимание панк-рока к проблемам городской жизни, сопротивление правительству и политическому давлению были очень близки настроениям регги, и эти два очень разных музыкальных стиля вдохновляли друг друга. Задававшая тон панк-группа The Clash начала использовать в своей музыке бит и ритмы из регги, а регги продолжал распространяться. Даже The Police изначально возникла под влиянием регги. Вскоре движение регги-ска породило команды Rudeboys, The Specials, English Beat, The Selecter. Активно продюсируемая группа UB40 стала мэйнстримом, количество ее фанатов неуклонно росло повсеместно. В Англии всегда было множество переселенцев, наподобие Пато Бентона, и всегда проявлялись ямайские корни, однако настроения «айри» уже перебрались и по ту сторону Атлантики.

Как панк органично прижился и независимо развивался в Нью-Йорке, так и регги стал разрастаться в островных сообществах «Большого яблока». Калифорнийская культура сёрферов и хиппи стала благодатной почвой для островного саунда. Когда знаменитый музыкант Еек-А-Mouse перебрался в Сан-Диего, это стало темой множества граффити. Регги пустил корни на обоих побережьях.

Пускай Карибские острова продолжают быть центром движения регги, но теперь оно стало глобальным. Непрерывные гастроли его лидеров — Burning Spear, Yellowman, Black Uhuru, Third World, Steel Pulse — породили множество поклонников по всему миру, от Европы до Японии. Сегодня новая разновидность регги начинает завоёвывать мир. На музыке Groundation, Matisyahu, Slightly Stoopid, Rebelution вырастает новое поколение фанатов.