Субъективная реальность


Кто мы и зачем мы — фундаментальные вопросы человечества, на которые во все времена пытаются найти ответы философия и религия, ученые и политики. Что такое окружающий нас мир? Что такое реальность? В процессе чтения этой стати предлагаем всем отвлечься от ежедневной обыденности и подумать — какова она, ваша личная реальность... И попытаться увидеть ловушки, которые нам ставит ум.

Как сообщает Википедия, термин «субъективная реальность» появился для того, чтобы уравновесить ленинское определение материи как «объективной реальности». Забавно, что в советской философии термин не прижился, так как возникло множество споров по поводу доказательств существования этой самой «внутренней» реальности ума. Так, например, существует объективно собака — вот она бегает, играет, приносит палку, а вот есть ли внутри ее головы какая-то сознательная деятельность, узнать не видится возможным. Во всяком случае, это недоказуемо с точки зрения материализма. Теория познания не сомневается в том, что отдельный индивид обладает целым спектром свойственных только ему ощущений и восприятий, чувств и мыслей, намерений, желаний и волевых усилий — это дает ему подтверждение того, что он существует.

Субъективная реальность — продолжает эпистемология — представляет собой исторически связанный и продолжающийся континуум, временно прерываемый глубоким сном или случаями потери сознания. То есть, другими словами, это осознаваемое умом оценочное переживание настоящего, прошлого или возможного будущего. Психология вносит в определение корректировку, отдельно выделяя «патологии», когда человек переживает не одну, а несколько личностей. Интерес человечества к собственному сознанию развился только в двадцатом веке. Одна из самых интересных идей высказана Жаном-Полем Сартром и называется она «экзистенциализм». Он акцентирует внимание на уникальности бытия человека, причем иррационального и глубоко эмоционального. Провозглашая новый лозунг людей «Свобода, Отчуждение, Диалектика», нобелевский лауреат вводит понятие «проекции». Отдельная личность не задана самой себе, а проектирует себя как таковую. Экзистенция — постоянная потеря равновесия сознания, своеобразный выход из зоны комфорта. Свобода рождает отчужденность — когда человек находит смелость признать истинность своих эмоций и мыслей, он принимает ответственность за них. Это рождает отчужденность — то есть отход от принятых стандартов, ведь без этого невозможно творить собственную историю и создавать свою собственную модель реальности. И, наконец, суть диалектики заключается в синтезе целостности материальных обстоятельств и внутренней проекции. То есть, совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает, таким образом, результат деятельности и познание этой деятельности совпадают. И через деятельность человек познает самого себя.

Тут возникает вопрос сознания и осознанности — ведь только так можно что-то познать. Как вы ответите на вопрос: «Если в лесу падает дерево и нет никого, кто бы это услышал, производит ли оно шум?» С позиции объективной системы взглядов вы могли бы ответить «да», но вы так же могли бы ответить «нет» в зависимости от вашего отношения к квантовой физике. Но если вы верите в крайний вариант субъективности, вам придется совсем отклонить вопрос. Так как предполагается, что вне вашего сознания нет такой вещи, как дерево. Это дерево просто не существует (как, впрочем, и лес)... если там нет вас, чтобы наблюдать это. Некоторые философы современности так и утверждают: без сознания нет существования. В этой модели вы — не тело, наделенное умом, странствующее в материальном мире, а чистое осознающее сознание. Именно отсюда «растут ноги» популярных течений о материализации мыслей. Ведь в теории субъективизма ничего, кроме мыслей, не существует, а материальный мир существует как гигантский компьютер, перерабатывающий ваши мысли в реальность. Мысли — это волны, а физический мир — сумма всех этих волн. Поэтому там, где нет мыслей, нет физического существования: если мысль не существует, то нет и ее материального воплощения.

Несколько лет назад человек, назвавший себя Ра Уру Ху, рассказал миру о дизайне человека. Это знание говорит о том, что мир, в котором мы живем, является проекцией ума. Вообще, человеческий ум — уникальное «изобретение» природы. С помощью него мы, люди, видим себя в этом мире, мы видим других людей — и у нас нет другого инструмента отсчета, кроме ума. Мы сознание, находящееся в биологической форме — нашем теле, и от животных нас отличает способность осознавать мир вокруг нас. То есть мы осознаем и себя, и мир — мы саморефлексируем и дифференцируем себя от окружающего мира. Как каждый из нас видит мир? Дизайн человека утверждает, что у каждого ума своя проекция — каждый из нас обладает своим способом видения мира, так называемой «майей». Однако все не так просто: человеческий ум, позволивший нам утвердиться наверху пищевой цепочки, эволюционировал в невероятно мощное орудие контроля, которое в современном мире «рулит» буквально всеми. Главная цель, которую преследует ум, — обеспечить наше «выживание» в теперь уже городских джунглях. Чтобы хоть как-то просчитать возможное будущее, ум современного человека создает стратегии, следуя которым, он чувствует себя в безопасности. В стратегиях ума нет никакой уникальности — отсюда шаблонность мышления и поведения. А если учесть объемы информации, с которой приходится иметь дело каждый день даже среднестатистическому жителю планеты, неудивительно, что поле нашего сознания суживается до практически примитивных обыденных вещей. Если мы представим некое гомогенизированное существо, то чаще всего оно доказывает миру свою ценность, называя эту стратегию ума «добиться успеха и денег». Это существо избегает конфликтов и отрицательных эмоций — ну вспомните этот самый распространенный в западном мире девиз-аффирмацию «Думай позитивно». Это существо старается быть уверенным в своих концепциях, именно поэтому в мире существует столько форм внешнего контроля — политика, религия, наука, эзотерика, спорт. И каждая практика утверждает лишь свою истинность. Однако есть очень простой способ узнать, работает ли та или иная система идей для вас лично, — это собственный эксперимент. Доверяйте объективной реальности, но проверяйте все через субъектив!