Инсталляции Аниша Капура


Обладатель, наверное, самой артистической индийской фамилии, британский подданный Аниш Капур известен арт-сообществу с 1990 года, когда представил Великобританию на Венецианской биеннале и получил приз. Через год он получил премию Тернера, а позже удостоился всех возможных для художника наград, включая орден Британской империи, выставку в Гран Пале и, наверное, самый известный современный памятник в мире «Облачные врата» (Чикаго, 2004).

Его работы продаются по баснословным ценам уже сейчас, когда художник даже не приблизился к графе «антиквариат» и полон жизненных сил. В отличие от других гигантов современного искусства вроде Дэмиана Херста или Джеффа Кунса, деятельность Аниша Капура не стала символом ни пошлости, ни коммерциализации искусства — ничего подобного. С самого начала он последовательно реализует свой глубокий интерес к пространственным экспериментам, оптическим иллюзиям и цвету в его радикальных проявлениях.

Аниш Капур апеллирует не к поп-культуре, а обращается напрямую к нашей первозданной способности удивляться: «Мне нравится создавать скульптуры, которые воздействуют на зрителя, погружают его в особое измерение, сотканное из пространства и времени». Его мир полон выпуклостей и впадин, сфер и полусфер, матовых и зеркальных поверхностей. Он создает своеобразные комнаты смеха, где искажения могут стать пугающими, а гигантские объекты вызывают сакральный трепет.

Годы идут, а Аниш Капур не перестает удивлять. В 2011 году он практически полностью заполнил Grand Palais своей инсталляцией «Левиафан», посвященной Ай Вэйвэю. А этим летом был удостоен инсталляции в Версале, начавшейся со скандала, не свойственного творчеству философа форм. Капур установил в Версальском парке гигантскую инсталляцию, по виду напоминающую граммофон, с названием «Вагина приходящей к власти королевы». Возвышающаяся на груде скалистых камней металлическая конструкция выглядит уверенно, как и подобает королеве, однако нашлось немало тех, кто счел инсталляцию унижающей женское достоинство.

Кажется, ни одна выставка в Версале не обошлась без скандала на тему осквернения священного для сердца французов места.

Выставка Аниша Капура в Москве началась 22 сентября еще до окончания версальских баталий, и продлиться до 17 января 2016 г. Здесь представлены пять знаковых скульптур Капура. Важно знать элементы, которыми манипулирует художник — сталь, воск, цвет и пустота, а остальное каждый должен ощутить самостоятельно.

Аниш Капур «Моя алая родина». Еврейский музей и центр толерантности при поддержке Lisson Gallery (Лондон), в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства.