Архитектор Филипп Джонсон


Звёздный архитектор и оригинал Филипп Джонсон, получивший множество наград, прославился прежде всего своими постмодернистскими постройками 1980−90-х годов. Хотя его здания вызывали немало споров, они значительно расширяли границы мыслимого и возможного в архитектуре. Мы оглянемся назад, на жизнь и творчество одного из наиболее весомых архитекторов послевоенной истории, и представим вам некоторые из его главных строительных проектов.

Филип Кортельо Джонсон родился 8 июля 1906 в Кливленде (Огайо). Во время изучения истории искусства и философии в Гарвардском университете он предпринимал многочисленные путешествия в Европу, во время которых обнаружил у себя страсть к архитектуре. В 1928 году в жизни молодого студента произошло ещё одно важное событие встреча с известным архитектором Людвигом Мисом ван дер Роэ на архитектурной выставке в Барселоне, которая положила начало взаимоотношениям сотрудничества и конкуренции, продлившимся десятилетия.

Учиться у больших европейцев

В последующие годы, изучая архитектуру у Вальтера Гропиуса в Гарварде, Джонсон снова и снова выступал в качестве посредника между авангардистской европейской архитектурой и традиционным американским строительным искусством. При этом познакомился с такими известными личностями, как Ле Корбюзье и Марсель Брейер, у которых многому научился и которых часто приглашал на крупные выставки в Америку. В годы Второй мировой войны Филип Джонсон воевал на фронте на стороне союзников, но после победы вновь вернулся к своей мирной задаче проектированию и строительству зданий.

«Стеклянный дом»

Первым важным шагом в архитектурной карьере Джонсона стала его интенсивная работа со стеклом как строительным материалом. В результате в 1949 году возник его первый собственный жилой дом, «The glass house», выполненный в стиле одного из зданий Миса ван дер Роэ и состоящий почти исключительно из промышленного стекла и стали.

Воздушная постройка подкупает своим минималистским стилем и прозрачностью. За счёт множества стеклянных стен совершенно не свойственного тому времени явления кажется, что здание сливается с окружением. Сегодня оно по-прежнему считается образцом модернистской архитектуры и одним из лучших и продуманных домов, которые когда-либо были построены.

Между авангардом и большим бизнесом

В 1960-е годы Джонсон распрощался со своими авангардистскими устремлениями и начал пробовать себя во всё более консервативном и эклектическом строительном стиле. Благодаря высоким доходам изменился и его образ жизни, потребовались собственный повар и личный дворецкий. Многие из его европейских коллег обиделись и обвинили Джонсона в отказе от социальных убеждений «нового строительства» и увлечении безнравственным эстетизмом.

Постмодернистские небоскрёбы

Тем не менее, Джонсон оставался чрезвычайно продуктивным и разработал множество проектов зданий, отмеченных и получивших награды. Так, в 1982 году в Хьюстоне (штат Техас) по его проекту был сооружён величественный «Уильямс-Тауэр» (называемый также «Транско Тауэр») небоскрёб в 64 этажа в постмодернистском стиле.

Для своего времени это здание общей высотой 275 метров было самым высоким за пределами деловых районов. В 1984 году на Манхэттене было построено «Здание AT&T» (сегодня «Башня «Сони»), Хотя в те годы оно вызывало массу споров из-за своего несерьёзного, ироничного стиля, сегодня небоскрёб также считается одним из самых значительных творений постмодернистской архитектуры.

Следующим престижным объектом стал «Липстик-билдинг», чей минималистский дизайн навевает воспоминания о начале карьеры Джонсона. Своей овальной формой здание действительно слегка напоминает губную помаду и поэтому удачно выделяется на фоне окружающих его прямоугольных построек.

Когда в 1986 году Джонсон завершил «Липстик-билдинг», ему было уже 80 лет. Возможно, этим поздним творением он хотел примириться со своими европейскими коллегами и наставниками.