История гонки Targa Florio


Витиеватая и запутанная трасса Targa Florio с сотнями поворотов на круг была проложена между гор Мадони еще в начале XX века. В промежутке между 1906 и 1977 годами шоссейные гонки проводились здесь 61 раз. Успешнее всего проявили себя команды Porsche, Alfa Romeo, Ferrari, Bugatti и Lancia.

Страстному автомобилисту сицилийцу Винченцо Флорио в 1905 году во время пятой и последней гонки на Кубок Гордона Беннета, проходившей близ Клермон-Феррана, неожиданно пришла в голову мысль: «А ведь и мы на Сицилии можем провести нечто подобное!» И уже 6 мая 1906 года состоялась первая гонка Targa Florio, в которой поначалу приняли участие лишь десять машин. Им следовало трижды проехать петлю протяженностью 146,9 км, намотав, таким образом, солидные 446,4 км. Семь автомобилей достигли цели. Победил Алессандро Каньо на Itala 35/40 HP с семилитровым мотором. Девять часов и 32 минуты мчался этот известный в те годы итальянский гонщик по щебеночной трассе, добившись средней скорости 46,8 км/ч.



Сицилийский восторг

Таким образом, это южно-итальянское мероприятие старше, чем самая известная ныне гонка подобного рода «Милле Милья»: она стартовала в 1927 году от Брешии до Рима и обратно. Трехкратный победитель Тарга Флорио Нино Ваккарелла из Палермо метко формулирует сегодня: «Targa Florio — это выражение сицилийского духа, людей Сицилии. Они излучают страсть, восторг и радость. Когда речь заходит о Сицилии, многие сразу же думают о мафии. Как несправедливо! Сицилийцы — гостеприимные люди, готовые прийти на помощь, сердечные, открытые и переполненные радостью жизни». Когда граф Винченцо Флорио создал свою гонку, в этой скорее бедной аграрной части Италии были зарегистрированы всего 3244 автомобиля, то есть менее одной машины на 10000 человек.

Родившийся в 1883 году Флорио и его брат Игнацио, который был на 15 лет старше, унаследовали от отца гигантское состояние: судоходную компанию, сталелитейные заводы и иные предприятия, много недвижимости, обширные земельные владения. Братья контролировали ловлю рыбы в регионе, производили вино и жили в свое удовольствие — в особенности Игнацио, испытывающий, как поговаривали, особую страсть к красивым женщинам. Но по прошествии десятилетий власть в гоночном бизнесе переменилась: Палермский автомобильный клуб прибрал к рукам Targa Florio и Винченцо Флорио перестал быть ее единоличным господином и повелителем.

Разные времена — разные трассы

Гонка не всегда проводилась на одной и той же комбинации трасс. «Grande Circuito delle Madonie» (Большой круг Мадони) протяженностью 148 километров, открытый в 1906 году, использовался в таком виде до 1911 года. В 1910-ом, кстати, стартовало всего пятеро гонщиков, из которых до цели добрались двое.

Начиная с 1912 года, гоночное испытание по сицилийскому кольцу было изменено и составило 1080 км. После Первой мировой войны, до 1930 года, использовался маршрут трассы «Madonie Corto» протяженностью 108 км, чтобы в 1931 году вернуться к конфигурации «Circuito Grande». С 1932 по 1936 год гонка проходила по «Circuito Piccolo» (малому кольцу) протяженностью 72 км. Автомобильный клуб Палермо в период с 1937 по 1940 год «понизил» статус мероприятия до «обычной» кольцевой гонки для «монопосто» (автомобилей с открытыми колесами) в категории вуатюреток (1,5 литра рабочего объема с компрессором), причем местом проведения служило кольцо, проложенное по дорогам Палермского парка Фаворита.

До 1924 года автомобильные марки постоянно сменяли друг друга на подиуме: Itala, F.I.A.T. (такое написание было принято в те времена), Isotta-Fraschini, Spa, Franco, Nazzaro, Peugeot, Alfa Romeo и Mercedes. Знаменитыми победителями были Фелице Наззаро (на F.I.A.T. и Nazzaro), Буало (Peugeot), Мазетти (F.I.A.T. и Mercedes), Сивоччи (Alfa Romeo) и Вернер (Mercedes). С 1925 по 1929 год победы подряд праздновала Bugatti с пилотами Константини, Матерасси и Диво. Alfa Romeo с компрессорными двигателями, разработанными под руководством Витторио Яно, с 1930 по 1935 год не покидали верхней ступени пьедестала: побеждали Варци, Нуволари и Бривио. В кольцевых гонках в парке Фаворита с 1937 по 1940 год лидерство оставалось за Maserati 6СМ- или 4CL-Monoposto с пилотами Севери, Рокко и Виллореси.

Появление Ferrari и Porsche

После Второй мировой войны, традиция Targa Florio в 1948—1949 годах возродилась в форме кольца Сицилии протяженностью 1080 км. Оба раза первым финиша достигал тосканец Клемент Бьондетти на двухлитровом Ferrari V12 тип 166, доминировавшем в те годы и на гонке Милле Милья. Начиная с 1951 года, Тарга Флорио проводилась только на 72-километровом кольце Мадони, причем Alfa Romeo, Frazer-Nash, Mercedes-Benz и Ferrari до 1960 года одержали по одной победе каждый; Lancia и Porsche — по три.

В 1955 году FIA впервые включила Targa Florio в календарь всемирных чемпионатов спортивных автомобилей, что обещало значительную рекламную поддержку. Победителями становились Мосс/Коллинз на Mercedes 300 SLR. В эти годы организаторы неоднократно изменяли общую протяженность дистанции и назначали гонку на 8, 5, 13 и даже 14 кругов (1008 км). С 1960 года это были, как правило, классические 10 кругов и 720 километров.

Менее сорока минут на круг

Магический показатель средней скорости 100 км/ч был преодолен в 1961 году Оливье Жандебьеном и Вольфгангом фон Трипсом на 2,4-литровом Ferrari типа 246 SP. 720 км они преодолели со средней скоростью 103,434 км/ч.

При прохождении самого быстрого и по сей день круга Жандебьен затратил 40’03,4" и показал средний результат — целых 107,847 км/ч. Логично возникает вопрос: а кто же смог первым пройти круг быстрее, чем за 40 минут? Это был Нино Ваккарелла с партнером Лоренцо Бандини, которые в 1965 году на Ferrari 275 SP с 3,3-литровым V12 преодолели круг за 39'21,0" со средней скоростью 109,784 км/ч. Как утверждает сам Ваккарелла, залогом его успеха было завидное упорство и знание местности: «В промежутке между Рождеством и стартом гонки, который был, как правило, в мае, я взял за правило проезжать гоночное кольцо Targa дважды в неделю. Я знаю эти 72 километра как никто другой и почти каждому повороту придумал свое имя».

Самые успешные

Все 60-е годы прошли под знаком тотального доминирования Ferrari и Porsche. Особая радость царила в 1964 году, когда победу одержал отечественный пилот — барон Антонио Пуччи (вместе с англичанином Колином Дэвисом). Вместе с ним успех разделил новый Porsche 904. Неожиданный сюрприз принес швейцарцам 1966 год, когда гонку выиграл Герберт Мюллер (с бельгийцем Вилли Мэрессом) на Porsche Carrera 6. В 1973 г. Мюллер повторил свой триумф (с голландцем ван Леннепом) на Porsche Carrera 911 RSR. Targa была благосклонна к швейцарцам: в 1970 году победу одержал Джо Зифферт с Брайаном Редмэном на Porsche 908−3. В том соревновании участвовало непревзойденное до сих пор количество гонщиков: 78 выехали на стартовую позицию, но 33 из них сошли с дистанции, не дойдя до цели. Три победы в Targa смог записать в свой актив и многократный участник Ле-Мана Умберто Мальоли: в 1968 году он триумфально финишировал (с Виком Эльфордом) на Porsche 907, причем у итальянца в активе уже был триумф в 1953 году на Lancia D20, а в 1956 году он даже стал первым, кто привел к победе Porsche модели 550 с двигателем всего в 1,5 литра!

И все же самое почетное место в истории гонки Targa Florio занимает местный матадор Ваккарелла. Недавно он подсчитал, что за полвека проехал почти 1500 кругов. Сицилиец выигрывал в 1971 году с голландцем Тойне Хеземансом на Alfa Romeo 33.3 и в 1975-ом (в последний раз) — с Артуро Мерцарио на Alfa Romeo ЗЗТТ12.

В 1977 году состоялся последний в истории подлинной Targa Florio заезд: для сицилийских условий с трассой без ограды автомобили стали слишком мощными и быстрыми. Это была гонка под номером 61, которую после четырех кругов (всего были запланированы восемь) пришлось прервать из-за аварии. Первое место заняли Альфонсо Мерендино (под псевдонимом Апач) и Франко Рестиво на Chevron В36 с двухлитровым двигателем BMW. Позже делались попытки возродить Тарга Флорио в форме ралли, но классическая «сумасшедшая гонка Мадони» окончательно ушла в прошлое. И хотя последние несколько лет проводятся возрожденные соревнования на исторических автомобилях, они не имеют ничего общего с тяготами и риском оригинала.