Как получить международный сертификат шкипера


Всем, кто мечтает летом отправиться бороздить морские широты со штурвалом в руках, стоит заблаговременно забронировать средство передвижения и озаботиться получением необходимых сертификатов. Превращение в шкипера — увлекательный процесс, утверждают те, кто его прошел.

Полет на Марс, получение Нобелевской премии и путешествие на парусной яхте — примерно так выглядели мои детские мечты. Спустя 30 лет во время первых походов на яхте я постоянно испытывал странное ощущение нереальности происходящего! Не могут так натурально материализовываться детские мечты.

В яхтенную школу я попал весной 2011-го. Годом ранее друзья пригласили меня в парусный поход по Кикладскому архипелагу (Греция). Вернувшись, я понял, что мне понравилось. Более того, выяснилось, что для «туристических» походов по морям формально никаких прав или сертификатов не надо. На свой страх и риск можно плыть куда хочешь. Надо только соблюдать правила судоходства, таможенные и пограничные правила, разбираться в устройстве яхты, картах, огнях, буях, флагах, веревках, узлах, стопорах, лебедках, пеленгаторах, метеосводках, подвесных моторах, навигационном и радиооборудовании. Надо уметь правильно ставить паруса и вовремя их убирать, менять масло в дизельном двигателе и заводить подвесной мотор, рассчитывать высоту воды в приливных зонах и направление течений. Надо знать, как работает Глобальная морская система связи при бедствии (Global Maritime Distress & Safety System, GMDSS) и как оказать первую помощь. Желательно также понимать, как и почему движется яхта и каким образом, например, расположенный под водой киль влияет на ее движение не меньше, чем паруса. Ну и еще с полсотни пунктов.

Все эти вещи на самом деле не так уж сложны и вполне доступны для самостоятельного изучения. Более того, многие люди безо всякого обучения совершали путешествия вокруг света на маленьких яхтах — и все было в порядке. Однако я люблю, когда знания размещены в голове правильно и не путаются. А для меня лучший способ их там правильно разместить — это поучиться у знающего человека. Еще один немаловажный фактор — чартерные (сдающие яхты напрокат) компании не горят желанием доверять дорогостоящие яхты людям, в компетентности которых не уверены. И поэтому требуют сертификат яхтенной школы.


Существуют две основные системы обучения. Это британская Королевская яхтенная ассоциация (Royal Yachting Association, RYA) и американская Международная яхтенная школа (International Yacht Training, IYT). В них входят сотни школ, разбросанных по всему миру. Каждая школа должна учить по стандартам RYA и IYT, а инструкторы и учебные яхты — сертифицированы этими организациями. У каждой системы есть свои плюсы и минусы, однако по большому счету все зависит не от выбора системы — RYA или IYT, а от инструктора.

У меня выбор не занял много времени: знакомая девушка-шкипер на вопрос: «Куда поехать учиться?» — безапелляционно заявила: «Конечно на Канары». Вид у нее при этом был такой, как будто меня посвящали в некое тайное братство. И я отправился на Канары, на остров Тенерифе. В яхтенную школу ClubYachting. Выбор оказался удачным. На Канарах всегда +25 градусов, дует стабильный ветер, а 2−3-метровая океанская волна позволяет привыкнуть к качке. ClubYachting относится к системе RYA и учит по-британски основательно. Кроме того, здесь есть замечательные русские инструкторы, сертифицированные RYA. А таких во всем мире максимум десяток. Я попал к Андрею Райкову. Один из первых русских инструкторов RYA, человек в яхтенном мире авторитетный, воспитавший, думаю, уже сотни шкиперов. Они и составляют то самое «тайное братство». Яхтсмен от Бога и учитель, умеющий даже самые сложные вещи подать так, что сразу понятно и запоминается.

Обучение занимает 6 дней, стоимость — 700−800 евро в зависимости от яхты. Новичку можно пойти на курс Competent Crew («обученный матрос»), а можно попробовать сразу получить корочку Day Skipper — шкипера каботажного (прибрежного) плавания. Этот сертификат дает возможность брать лодку напрокат практически во всех чартерных компаниях Средиземного моря. Для каботажных плаваний с ночевками в портах знаний Day Skipper умным и осторожным людям хватает.

При этом сертификат выдается не всем — надо доказать инструктору свою компетентность примерно по 15 позициям. При этом учитель несет ответственность за своих учеников — теоретически при расследовании чрезвычайного происшествия на море неприятные вопросы могут быть заданы и тому, кто готовил неудачливого шкипера.

Нельзя сказать, что обучение в ClubYachting было из легких, но зато оно было интересным и полезным.

Во-первых, упор на безопасность. Девиз RYA — Safety First. Все начинается с безопасности и заканчивается ею. До занудства. Safety Briefing (краткий рассказ о системах безопасности) при первом появлении на яхте — независимо от того, у кого какой опыт морских переходов. Спасательные жилеты ночью, в тумане и при сильном ветре. Ноги в штурвал — не совать. Пальцы — подальше от стопоров и лебедок. Голову — пониже (наверху гик, который может больно по ней стукнуть). Ходить — по наветренному борту. Пристегиваться специальной сбруей при сильном ветре. Перед любым действием сначала подумывать, что и как будет происходить и нет ли какой угрозы для людей. Безопасность, безопасность, безопасность... Обязательный элемент обучения — подбор человека, упавшего за борт (MOB — Man Overboard). Подбор под мотором и под парусом. Не смог подобрать с 2−3 попыток — сертификата не видать. Подбирают, естественно, не живого человека, а кранец (это такой мешочек, который при стоянке вешается на веревочке за борт яхты — чтобы этот самый борт не поцарапать).

Во-вторых, отличная практика. Шесть дней в море, ночевки в портах. Отход от понтона и швартовка к нему, подъем парусов, повороты. Каждый курсант, претендующий на сертификат Day Skipper, по очереди является шкипером (под присмотром инструктора). Он готовит яхту к отходу — 16 пунктов в списке дел, которые нужно сделать и проконтролировать до отдачи швартовов (это такие веревочки, которыми яхту привязывают к берегу). Потом дежурный шкипер рисует план перехода, отдает команды, прокладывает курс, стоит за штурвалом при отходе и швартовке. Назавтра место шкипера занимает следующий. Остальные крутят лебедки, вяжут узлы, работают с парусами... В первые дни по вечерам у половины курсантов нет сил ужинать, идти в душ, разговаривать, пить пиво.

После швартовки и слов инструктора «Всем спасибо! Можно отдыхать» некоторые неофиты просто падают там, где стояли. Я вот лично никогда не думал, что трицепс может так болеть после пары часов вращения лебедки. Зато навыки вбиваются буквально в мышечную память.

В-третьих, солидная — но не чрезмерная — теоретическая база. В обязательном порядке учат работать с картой, определять свое местоположение в море без GPS (по пеленгам, например), рассчитывать по специальным таблицам и формулам высоту приливов и отливов. Объясняют, как работает парус и как, меняя его форму, можно добиться наибольшей скорости. В то же время нет излишнего теоретизирования — я слышал про ряд яхтенных школ в Москве, которые берут 1000 евро за недельный курс, собирают курсантов в классе, рисуют им мелом на доске лебедку или штурвал и пытаются объяснить что к чему. Результаты, само собой, обычно нулевые.

Самое главное, что получаешь от школы, — уверенность в своих силах. Лучше всего закрепить эту уверенность практикой и, не делая больших пауз, сразу же пойти самостоятельно на яхте вдоль берегов Хорватии или Турции. Ну а потом, если будет интерес, — ночные переходы, океаны, регаты, шторма и прочие необходимые атрибуты интересной жизни...