Английский суперкар Jaguar XK120


Английские спорткары всегда отличались от своих европейских собратьев изяществом форм, стилем или элегантностью экстерьера и спартанским лаконизмом салона. В сегодняшней статье мы представляем вам одну из самых ярких звезд середины прошлого века — Jaguar XK120.

Его появление на лондонском мотор-шоу 1948 года стало сенсацией. Европа с трудом приходила в себя после войны, и тут вдруг такое автомобильное чудо — казалось, не ко времени. Впрочем, несмотря на двойной налог («на роскошь»), богатые люди продолжали покупать спорткары.

До начала 1930-х Jaguar занимался доводкой двигателей для машин и постройкой кузовов, затем компания начала производство собственных моделей. Сначала в качестве силовых агрегатов использовали тюнингованные двигатели фирмы Standard, затем основатель Jaguar Уильям Лайонс создал отдел по разработке силовых агрегатов. Первые образцы маркировались буквой X, вторая литера обозначала версию конструкции: ХА, ХВ и т. д. Инженеры перепробовали массу разных схем 4− и 6-цилиндровых двигателей, лучшей была признана одиннадцатая версия мотора — ХК, шестицилиндровый рядный двигатель с двумя верхними распредвалами и полусферическими камерами сгорания мощностью 160 л.с. и рабочим объемом 3,5 литра. Чудо, созданное британским и инженерами, оказалось настолько совершенным, что (разумеется, с рядом модернизаций) этот мотор выпускали вплоть до 1986 года. Уникальный случай автодолгожительства!

К такому супермотору создали и суперавтомобиль — Jaguar XK120 (цифра означала максимальную скорость машины в милях) — в конце 1940-х годов более скоростного серийного авто не было. На бельгийской трассе в Яббеке XK-120 разогнался до 214 км/ч. Спорткар получился в самом полном смысле слова «хэнд-мейд». Алюминиевые панели кузова, которые крепились к объемной деревянной раме из ясеня, изготавливались вручную, каждый автомобиль собирался отдельной бригадой рабочих.

Внешний вид автомобиля впечатлял — космические обводы корпуса, аэродинамически стремительные формы крыльев, изящные вертикальные ребра радиатора, тонкие хромированные бамперы. Стоила машина немало, поэтому более 80 процентов выпущенных автомобилей сразу уходили за океан. Идеологически близкий ему (но гораздо более скромный) Chevrolet Corvette появился только в конце 1953-го, а другие британские машины не дотягивали до уровня Jaguar.

Jaguar XK120 выпускался в трех модификациях — родстер (ОНС), купе (FHC) и, самая красивая версия, кабриолет (DHC). Корпус из алюминиевых листов и ясеневых балок заменили на стальной, лучше подходящий для промышленного производства. Салон кабриолета отделывали кожей лучшей выделки, украшали палисандровыми вставками и хромированными металлическими деталями, создавая атмосферу настоящего спортивного автомобиля в роскошном исполнении. И водитель уже не обращал внимания на то, что кокпит тесноват, что подвеска достаточно жесткая, что коробка передач только механическая, а руль слишком «тяжелый» при скоростном маневрировании на дороге. Это не смущало даже американцев, избалованных просторнейшими дорожными дредноутами с мягкой подвеской. Ведь это была настоящая дорожная ракета, догнать которую из конкурентов долго никто не мог. Так британцы доказали всему миру, что делать спортивные и комфортные машины они умеют не в единственном экземпляре, а роскошь — это второе имя Jaguar.