Автолодка


Как в наше время сделать поездку неповторимой? Существует множество способов: арендовать в элитном агентстве невообразимо дорогой автомобиль для уик-энда, прочесать на квадроцикле финские леса, пролететь на сверхлёгком самолёте над Альпами ... А можно забронировать полёт на ракете в невесомость Вселенной!

Такой вид транспорта, как автолодка (autoboot), хорошо знаком лишь посвящённым. Впервые спущенная на воду сто лет назад, сегодня она считается предшественницей мощных спортивных лодок.

На борту автолодки

Для благородного общества 1920−30-х годов особенно изысканным удовольствием являлись поездки на собственной моторной лодке — для отдыха от повседневного стресса, причём лучше всего с шофером. Типичной «моторкой» для водных прогулок была в то время автолодка, почти забытая сегодня. Удачное определение этому типу судна дал берлинский инженер-судостроитель Артур Тиллер в изданной в 1931 году книге «Моторная лодка и моторная яхта — конструкция и машинное сооружение»: «Ни один из новых типов моторных лодок не пользуется таким масштабным распространением и популярностью, как автолодка». Подобное можно сказать лишь о лодках с подвесным мотором. Однако они не составляют конкуренции автолодкам, функции которых совершенно иные. Глиссер с подвесным мотором, чрезвычайно чувствительный к любой дополнительной нагрузке, является спортивным средством молодых холостяков, любящих скорость. Автолодка — это лодка для семьи из двух-четырёх человек, служащая множеству целей, но прежде всего отлично подходящая для послеобеденных прогулок. Требования к автолодке, важнейшими из которых являются скорость, эффективность, комфорт и элегантный вид, придали этому транспортному средству некоторые характерные внешние признаки.

Автомобильные двигатели для использования на воде

Однако требования к скорости сильно варьируются. Небольшая шестиметровая автолодка самого скромного уровня зачастую оборудована двухтактным двигателем всего на 5−6 лошадиных сил, обеспечивающим скорость примерно 10−12 километров в час. Скоростная автолодка класса «люкс» в форме «волноуловитель» достигает, благодаря двигателю в 60 л.с., около 35 км/ч, а с двигателем на 100 л.с. эта скорость возрастает до 45 км/ч. В Соединённых Штатах большинство яхтенных верфей выпускают серии скоростных автолодок, оборудованных, как правило, специальными лёгкими лодочными двигателями на 150−250 л.с. Это, без сомнения, даёт основание рассматривать их в качестве переходной модели к скоростной лодке.

Автолодка, как говорит название, является самоходной, поскольку все элементы двигателя управляются и контролируются с места рулевого. Оптимальная загрузка — два человека, наличие третьего и четвёртого уже способствует некоторому снижению скорости. Типичным для автолодок является расположение двигателя под длинным топливным баком, перегородка которого несколько смещена от середины судна. Такое размещение мотора очень удобно для распределения веса, поскольку в этом случае общий центр тяжести двигателя, корпуса, топливного резервуара и экипажа в два человека находится точно в центре тяжести водоизмещения.

Возникновение термина «автолодка» обусловлено, с одной стороны, конструкцией приборных панелей с соответствующими инструментами по аналогии с автомобильной, а с другой стороны — установкой автомобильного руля. Главной же причиной было использование автомобильных двигателей, модифицированных для применения на воде, более лёгких и оборотистых по сравнению с традиционными судовыми двигателями. При этом охлаждающая жидкость всасывалась через фильтрующий забортный клапан, в то время как сборник отработанных газов с двумя стенками обтекался водой, которая через выхлопной канал снова выводилась за борт. Мощность автоматически снижалась, поскольку сила двигателя постоянно поглощалась гребным винтом.

Подобные приспособленные к воде агрегаты предлагали такие заводы как «Selve» (трёхлитровый компрессор на 70 л.с.), «Maybach», «Mercedes-Benz», «Brennabor», «BMW» и «Horch». Все они имели свою собственную историю в этой сфере деятельности. Например, «Maybach» впервые соприкоснулся с судоходством в 1915 году. В 1920-е годы разрабатываемые для автобусов шестицилиндровые двигатели начали использоваться в модифицированном варианте в баркасах, моторных лодках и прочих маломерных судах. Двигатель «Мауbach Typ S5» на сто лошадиных сил со сниженным до 1000 числом оборотов в минуту обеспечивал скорость почти 30 км/ч. Агрегаты S5, S6 и S7 весом по 560 кг отличались, при одинаковом объёме в 6995 см3, в основном, числом оборотов мотора и вала, зависящим от снижения оборотов реверс-редуктора. Диапазон сфер использования двигателя «Мауbach S5» охватывал как пожарные лодки, так и моторные яхты и средние по размеру авто-лодки. В частных яхтах нью-йоркских миллионеров для быстрого и комфортного перемещения к загородным виллам использовали даже мощный двенадцатицилиндровый мотор VL, работавший и на дирижабле «Граф Цеппелин».

Другие страны — другие обычаи

В западноевропейских столицах с выходом к морю или озеру (например, Берлине) в виллах, расположенных на берегу, сооружали в то время специальные водные гаражи: десять метров в длину и всего два метра в ширину. Пропорции соответствовали распространённому в то время типу лодок: узкие, элегантные, открытые, выполненные из дерева или стали.

Типичными формами корпуса автолодок были округлый шпангоут, волноуловитель (для более суровых вод, в некоторых случаях с самолётными двигателями) либо V-образный шпангоут для более высоких скоростей. Полное водоизмещение порой превышало две тонны. Такие быстрые лодки снабжали двигателями самой различной мощности, позволяющими достигать скоростей от 12 до 50 км/ч, причём самые мощные лодки относились к типу скоростных. Автолодки с каютой, дающей защиту в непогоду и при необходимости служащей для ночлега, называли «лимузинами», а модели с большой складной брезентовой покрышкой считались «кабриолетами». Типичным признаком была кабина, расположенная далеко сзади, — ведь двигатель размещался спереди.

Хотя автолодки зачастую называли «берлинскими сигарами», распространение данного типа судов отнюдь не ограничивалось водами вокруг немецкой столицы. Будучи идеальным средством для водных прогулок, автолодки часто встречались на Рейне, Эльбе, Боденском озере, а также на всех швейцарских водоёмах (в том числе с моторами от «Hispano-Suiza», «Kermath» и «Saurer»). Из тысяч авто-лодок, построенных в своё время, в Европе осталось, вероятно, всего 50 экземпляров в различной степени сохранности. Многие потерялись во время войны или же пострадали из-за отсутствия надлежащего ухода.

Подобно множеству автомобильных кузовов тех дней, по характерным контурам моторных лодок можно распознать конструктора и чётко отличить отдельные стилистические признаки судостроительных заводов. В строительстве автолодок Берлин занимал ведущее место среди множества судостроителей, в частности благодаря широко разветвлённой сети водных дорог. Однако автолодки не немецкое изобретение. Оживление в этой сфере царило уже в первой декаде XX столетия, и её представители регулярно встречались, чтобы помериться силами, во Франции, Италии, Швейцарии — здесь стоит упомянуть верфь Ёханна Фауля в Хоргене. Гонки на автолодках проходили в Париже, Ницце, Руане, Гавре, причём главным событием года являлось соревнование в середине апреля в Монако. Модели, оборудованные двигателями от «Delahaye», «Daimler», «Napier», «De Dion-Bouton», «Panhard et Levassor», достигали средней скорости свыше 30 км/ч, в том числе и на длинных дистанциях на побережье Ривьеры. Лодки зачастую доставляли на гонки специальными поездами. В США заводы по производству спортивных лодок, такие как «Chris Craft», «Fay & Bowen», «Fitzgerald & Lee», «Garwood & Hacker», разрабатывали так называемые спортивные лодки типа Runabout, достигавшие благодаря автомобильным или самолётным двигателям от «Lycoming», «Cummings», «Kermath», «Scripps» огромных мощностей.

В то время как в Соединённых Штатах в сфере моторных лодок определяющим был объём двигателя, в Старом Свете ставили другие акценты. Здесь, к примеру, занимались оптимизацией формы корпуса для различных вод. А также делали ставку на качество исполнения.

Берлинский судостроительный завод Энгельбрехта рекламировал себя как наистарейший специализированный завод по производству парусных и моторных яхт. В 1934 году в его ассортименте было уже двенадцать стандартных моделей, а число работников доходило порой до 600. Половину серийного производства составляли автолодки; полный цикл производства занимал, благодаря соответствующей стандартизации, иногда менее двух недель. Впервые появились и модели с мотором внутри судна, расположенным сзади.

Предки нынешних флагманов

Контакт с Фердинандом Порше появился, вероятно, благодаря гонщику «Ауто-Уньон» Гансу Штуку, который владел также лодкой марки «Engelbrecht». Весной 1939 года для Порше построили быструю лодку с двойным кокпитом из кедрового дерева с обитыми красной кожей сиденьями. Между двумя кокпитами был установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель «Форд», мощность которого из-за повышенных требований к гребному винту была снижена до 60 лошадиных сил, что давало скорость 45 км/ч. Использовалась лодка Порше на озере Вёртер-Зе, где она, правда, стала жертвой возгорания карбюратора.

Таким образом, американские лодки Runabout и европейские автолодки образуют «галерею предков» более быстрых и манёвренных спортивных и воднолыжных лодок, разрабатываемых с середины 1950-х годов. Одновременно они явились исходным пунктом для разработок таких известных сегодня марок как «Boesch», «Riva» и «Molinari». Происхождение и традиции конструкций в сегменте спортивных лодок можно проследить до сего дня, прежде всего на основании формальных аспектов — главным образом потому, что после большого пластикового бума 1980−90 годов снова стал активно использоваться стиль ретро. Даже последние модели «Frauscher» демонстрируют явную взаимосвязь с дизайном автолодок 1920-х годов.

Поэтому сегодня владельцы моторных лодок класса «девять метров», ценящие стиль, могут выбирать среди моделей самого разнообразного дизайна. Общее у них одно — родословная, всегда указывающая на один и тот же прототип — автолодку!