Автомобильные кладбища Европы глазами Торстена Мюллера


Благородный лом, поросший лесными растениями, вместо измельченного шредером пластика: классическому кладбищу автомобилей грозит вымирание.

То, что попадает сюда, уже никуда не ездит: кладбища автомобилей — последнее место парковки, конечная станция для их любителей. Однако уже давно по самим этим в некотором смысле магическим местам звонит колокол. С существованием железных биотопов мирятся всё реже. Высшей точкой (или низшей, в зависимости от угла зрения) стал публичный спор о коллекции отживших своё автомобилей Франца Мессерли из городка Кауфдорф под Берном. После многолетних распрей с городскими властями было принято решение о принудительной очистке частной территории в конце лета 2009 года. Собственник отметил его отчаянным актом — назначением прощального аукциона. Зияющая пустота после бури откликнулась болью в душе многих автомобильных фанатов.



Обаяние ветхости

Кладбища металлолома обладают неповторимым шармом, покоряющим многих. Впечатлили они и Торстена Мюллера. Он был в таком восторге от Кауфдорфа, что в итоге проехал через всю Европу, чтобы разыскать последние заповедники ржавого железа.

Естественно, у него был с собой фотоаппарат — и результатом стала недавно изданная книга фотоснимков Мюллера («Конечная станция: самые необычные кладбища автомобилей в Европе» - «Endstation: Die skurrilsten Autofriedhöfe Europas»). Она излучает запах масла, резины и мха. Книга запечатлела разрушение машин и тот факт, что в борьбе с природой техника, в конечном итоге, уступает. По крайней мере, на таких обширных участках, где влага медленно, но настойчиво разъедает металл. Это успокаивает и одновременно вызывает ностальгические чувства, так как заросшая зеленью идиллия не имеет ничего общего с сегодняшней утилизацией на современных перерабатывающих предприятиях.

Мюллер видит эти места как обитель вечного покоя и тишины — и то, и другое нужно уважать. Поэтому его творение — также реквием всем историческим кладбищам, охваченным ликвидацией.

Небольшая ложка дёгтя: отсутствие местного колорита на снимках явно не пошло книге на пользу, поскольку сюжеты практически невозможно соотнести с конкретными свалками. Это компенсируют разве что маленькие боксы с уже отчасти неопределяемыми типами автомобилей и основными сведениями о них.