BMW 328 Frazer-Nash


В октябре 2001 года на аукционе Bonhams была продана редчайшая модель баварской компании BMW — 328 Frazer-Nash 1936 года. Сумма сделки превысила миллион долларов. Но эта великая по автомобильным меркам ценность вполне достойна такой суммы.

Автомобильная компания BMW, являющаяся сегодня достойным представителем премиум-класса, ведет свою историю с 1916 года. В те времена положение фирмы было несколько иным — баварский завод в основном выпускал по лицензии дешевые британские машины вроде Austin. Однако все меняется, и уже к середине 30-х годов BMW наравне с Mercedes-Benz стал олицетворять техническую мощь и развитие Третьего рейха. Таким переменам ощутимо поспособствовали сильная индустриализация Германии, постройка автобанов по всей стране и отмена налога на мощность авто.




328-я стала одной из первых самостоятельно разработанных моделей баварской компании. Спортивная машина в те годы была на пике моды: популярность набирали автогонки, и любое напоминание о них было актуальным. Автомобиль BMW 328 Frazer-Nash был создан в тесной кооперации с британской фирмой Frazer-Nash, что и отразилось в названии модели. Партнеры с Туманного Альбиона поставляли некоторые узлы и помогали доводить двигатель. Изначально автомобиль не планировали продавать в частные руки, а готовили исключительно для соревнований. На этой стезе BMW 328 Frazer-Nash добился грандиозных успехов — в 1936 году в дебютной гонке Eiffelrennen автомобиль пришел первым. Далее последовали и другие победы: в легендарных «24 часах Ле-Мана», Mille Miglia и прочих состязаниях рангом пониже. Зато побед этих было столько, что даже эксперты затрудняются назвать истинное число.

Всего было произведено около 450 экземпляров BMW 328, и лишь несколько десятков — в версии Frazer-Nash. Учитывая, что большинство из германо-британских BMW были истинными «спортивными снарядами», в частные руки попали единицы. На сегодняшний день такой автомобиль — мечта каждого коллекционера. Обладатель BMW 328 Frazer-Nash расстанется с машиной лишь в случае острой необходимости. Видимо, подобная ситуация настала для владельца одного из таких «баварцев», и 328 Frazer-Nash 1936 года был выставлен на продажу на аукционе Bonhams в 2011 году.

Стартовая цена «спортсмена с историей» составила 700 000 долларов, итоговая же превысила миллион — такой лот, слишком лакомый для публики. Помимо машины, будущий владелец, имя которого не разглашается, получил альбом с полной историей автомобиля: со всеми фотографиями и документами данного 328 Frazer-Nash с момента его рождения.

По словам нынешних топ-менеджеров компании BMW, 30-е годы прошлого столетия является золотым веком в истории бренда. Ведь именно тогда произошла закладка первых камней в имидж марки — во главу угла были поставлены управляемость и спортивность, которые сопровождает баварскую марку и сегодня. Только, в отличие от современных моделей, те, классические BMW были лишены обилия электронных помощников и прочих систем безопасности — водителю предлагалось самостоятельно обуздать сумасшедшую машину. Разве это не является дополнительной причиной искренне полюбить BMW 328 Frazer-Nash?