Ford Model T


Более ста лет назад, в 1908 году, появился автомобиль, сыгравший важнейшую роль не только во всей отрасли, но и в жизни каждого современного автовладельца. Речь идет о Ford Model T.

История этого неприхотливого, но популярного авто началась в 1906 году, когда на заводе Ford Motor Company в городе Пикетт приступили к созданию модели, которая должна была стать доступной любому американцу. Генри Форд привлек к перспективному проекту лучших конструкторов тех лет — инженеров Чайлда Уиллса и Эгена Фаркаша, а также вице-президента завода Джона Казенса.




Ключевой задачей форда было создание надежного и простого по своему устройству автомобиля, и глава компании приложил к этому немало усилий, увенчавшихся подлинным триумфом. Через два насыщенных работой года, в сентябре 1908-го, публике был представлен революционный по тем временам автомобиль Ford Model T. Машина стремительно завоевывала успех, и Ford Motor Company прекратила производство остальных моделей, высвободив все мощности для новинки.

Автомобиль был построен на несущей стальной раме с двумя продольными балками. Кузов будущий владелец заказывал по своему усмотрению: универсальная рама комбинировалась с несколькими типами кузовов. Так, изначально их было спроектировано шесть типов, однако впоследствии для оптимизации производства остановились только на двух — Touring и Runabout. Впрочем, за девятнадцать лет компания выпустила множество версии Ford Model T — от роскошного кабриолета до развозного грузового фургона.

Одним из многочисленных плюсов автомобиля стала его масса: он весил всего 540 килограммов. В те годы было весьма проблематично сделать легкое, но относительно прочное авто, однако у Генри форда, на зависть конкурентам, это получилось. Секрет заключался в особой стали с примесью ванадия — рама легендарной машины изготавливалась именно из такого материала. В качестве силового агрегата применялся проверенный временем рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 2,9 литра. Обладающий достаточной для начала прошлого века мощностью в 22 лошадиные силы, мотор бодро разгонял Model T до 70 километров в час. Однако отдельные спортивные версии этой модели могли достигать и «сумасшедших» 150 километров в час.

Сегодня это кажется немыслимым, но в 1908 году за неприхотливый автомобиль просили 825 долларов, что было вполне доступно для американского среднего класса. Более того, с каждым годом его цена падала, достигнув к 1924-му рекордных 265 долларов.

Такому снижению стоимости способствовал запущенный в 1914 году первый в мире конвейер, который существенно уменьшил себестоимость форда. Но при этом конструкция машины была максимально упрощена: передние колеса не оснащались тормозами, а лобовое стекло, спидометр, зеркала и дворники ручной регулировки значились в списке опций. К тому же в топливной системе не присутствовало ни одного насоса — бензин поступал из бака в мотор только благодаря силе притяжения. Двухскоростная коробка передач также не доставляла проблем владельцам из-за исключительной простоты и надежности.

Появление Ford Model T спровоцировало сильный экономический толчок в США — вслед за автомобильной отраслью начался бурный рост металлургической и химической промышленности, а также индустрии сервиса и производства запасных частей. Обеспечив Северную Америку массовым авто, Генри Форд не забыл и остальной мир: Ford Model T выпускался и продавался в Австралии, Германии, Франции и Великобритании. Всего с 1908 по 1927 год было произведено 15 175 868 машин, из которых до сих пор находится на ходу несколько тысяч. Цена этого уважаемого в кругах коллекционеров авто — ухоженного и полностью оригинального экземпляра — сегодня колеблется от 20 000 долларов в США до 50 000 евро в Европе.