Инвестиции в ретро автомобили


Даже когда на мир обрушиваются глобальные финансовые кризисы и курсы акций стремительно падают, раритетные автомобили по-прежнему остаются в цене. Если выбрать правильную модель правильного года выпуска, со временем эта «старушка» может принести хорошую или даже очень хорошую прибыль.

В наше экономически нестабильное время осталось не так уж много видов надежных капиталовложений (инвестирование в недвижимость, как и инвестиции в золото — рисковое мероприятие). Однако классические ретро автомобили — среди самых проверенных. Старинные машины пользуются у коллекционеров большим спросом. С годами их стоимость только растет, и порой даже трудно предсказать, насколько высокой будет цена. Решающим фактором здесь является выбор модели. Эта статья для тех, у кого есть деньги, для людей решивших инвестировать в ретро автомобили, но не знающих как правильно это сделать.



Взгляд в прошлое

В конце 1980-х годов на рынке classic cars произошел обвал. В течение нескольких лет олдтаймеры не котировались, и у многих продавцов ретро автомобилей были проблемы как с приобретением, так и с реализацией. Когда же в 90-х годах спрос вновь пошел вверх, коллекционеры, имеющие «золотой запас» в гараже, радостно потирали руки. На некоторые машины, например, ранние модельные ряды 911 Porsche, цены подскочили почти вдвое. С тех пор цены на автоклассику растут постоянно. По данным объединения экспертов и оценщиков ретро автомобилей Classic Data, раритеты сегодня приносят, в среднем, около 7.5% прибыли в год. Так что, если есть достаточный стартовый капитал и свободное место в гараже, можно в любой момент начать выгодное дело.

Но, чтобы хорошо ориентироваться на рынке, для начала необходимо провести серьезное исследование. В интернете достаточно профессиональных консультантов, которые специализируются на ретро автомобилях и способны дать ответственную оценку любому авто. Среди них, например, Berenberg Privatbank. «Олдтаймеры наряду с классическими ценными бумагами чрезвычайно привлекательны для наших клиентов, когда речь идет о выборе объекта инвестиции. Кроме эстетического удовлетворения здесь присутствуют и соображения финансовой выгоды, которые за последние 30 лет стали весьма весомым фактором для принятия решения», — говорит представитель банка.

Банк оказывает помощь в разработке стратегии коллекционирования, формировании коллекции и работе с нею, то есть оценке автомобилей, а также в планировании будущих инвестиций.

Следует учитывать, что наряду с затратами на приобретение автомобилей неизбежно возникают расходы на хранение и ремонт. Прибыльный автомобиль — это экземпляр в отличном состоянии. Разумеется, как и в случае с акциями компаний и фондов, никто не может дать твердых гарантий на рост цен. Не каждому старому автомобилю суждено достичь рекордной стоимости. Лишь топ-модель в хорошем состоянии пригодна для серьезного капиталовложения. Наиболее полное представление о ценовых тенденциях на рынке старинных автомобилей можно получить от Союза автомобильной промышленности (VDA), который совместно с агентством Classic Саг Tax составляет публикуемый раз в полгода индекс олдтаймеров в Германии (DOX). С его помощью коллекционеры ориентируются в конъюнктуре рынка. С1999 года VDA также публикует общие аналитические обзоры по ретро автомобилям.

Например, такие модели, как BMW 507, в хорошем состоянии сегодня стоят почти втрое дороже, чем примерно десять лет назад. Некоторые модели растут в цене непрерывно, скажем, Mercedes 300 SL или Aston Martin первых серий DB. Вообще, практически все топ-автомобили в течение последних десяти лет выросли в цене вдвое.

Наставник для новичка

В чем причина растущих цен на олдтаймеры? Рекордные цены на международных аукционах и успешные продажи из частных собраний влияют на положение дел на рынке в целом. Это осложняет вхождение на рынок для тех, у кого размер капитала невелик. Тщательное изучение конъюнктуры с помощью опытных консультантов может помочь разобраться в спектре предложений и найти автомобиль «благородного» происхождения и в прекрасном состоянии, который пока еще не выставлялся на аукцион. Терпение и жажда обладания эксклюзивным раритетом приведут коллекционера к желанной цели.

К результатам таких аукционов, как Bonhams, RM Auctions или Barrett-Jackson Auctions, следует подходить с определенной осторожностью, так как они показывают лишь субъективную, моментную стоимость для покупателя. Рекордные цены очень часто обусловлены эмоциями участников торгов. Для получения максимально объективной картины и выявления ценовых тенденций необходимо сравнить результаты нескольких торгов на интересующую вас модель.

Цены на аукционах то и дело значительно превышают рыночные именно из-за эмоционального фактора. Поэтому неудивительно, что впоследствии те же автомобили часто продаются уже дешевле. В этом собиратели произведений искусства и коллекционеры автомобилей похожи: они нерациональны в своих решениях.

При покупке раритета эмоциональный момент, несомненно, тоже присутствует. Цвет, форма кузова и вид двигателя играют решающую роль в принятии решения, ибо клиент буквально влюбляется в вожделенный предмет обладания. Так было с самым знаменитым подержанным автомобилем в мире: серебристый Aston Martin DB5 выпуска 1964 года, на котором гонял Джеймс Бонд в фильмах «Голдфингер» и «Шаровая молния», ушел с молотка за 4 608 500 долларов США, в то время как его продавец, владелец радиостанции в Филадельфии Джерри Ли, купил этот автомобиль «агента 007» Шона Коннери в 1969 году непосредственно у Aston Martin за 12 000 долларов.

В автомобиле функционировали все опции, разработанные специально для этого фильма — типа переворачивающегося номерного знака, сиденья-катапульты (для нежелательных пассажиров), пулеметов за подфарниками, пуленепробиваемого покрытия, выдвигающихся из колес ножей, распылителя тумана, разбрызгивателя масла и выбрасывания железных рогулек против назойливых преследователей. Данное повышение стоимости — явление, конечно, уникальное. Поклонники ретро автомобилей утверждают, что такой инвестиции кризисы абсолютно не страшны. Но и счастливчиков, способных ее сделать, можно пересчитать по пальцам. Чтобы получить подобный «навар», нужны элитные модели фирм высшей лиги вроде Ferrari, Bugatti, Jaguar, Aston Martin, BMW, Porsche и Mercedes-Benz в сочетании с острым коммерческим чутьем.

Поэтому коллекционеры предпочитают не экспериментировать, а выбирать проверенные варианты, такие, например, как Ferrari 250 GTO. «Самая желаемая и ценная машина в мире!», — так говорят про этот автомобиль эксперты. Каждая сделка по продаже этой модели является прецедентом для корректировки признанных ценовых гидов. Ее история овеяна бесконечными победами и мифами о подделках. В настоящий момент автомобиль оценивается выше 15 000000 долларов. Всего таких машин 36, и это закрытый клуб владельцев с особым статусом среди коллекционеров.

Один из легендарных гоночных автомобилей Ferrari 250 Testa Rossa — самый дорогой автомобиль. В1957 −1958 годах было выпущено всего двадцать два таких авто, оснащенных трехлитровым двигателем V12 мощностью 300 л. с. и способных развивать скорость до 270 км/ч. Эта машина стала топ-лотом на торгах аукциона RM Auctions, проводившихся в мае 2009 года в маленьком итальянском городке Маранелло  - священном для любого любителя Ferrari месте, в котором расположена штаб-квартира этой итальянской компании.

Удовольствие и прибыль

Каждый коллекционер ретро-автомобилей знает, что пополнять коллекции новыми экземплярами крайне сложно. Одно оформление документации стоит немало денег и сил. Только представьте, что при покупке и инвестировании в ретро автомобиль необходимо получить четыре заключения специалистов и иных экспертов во избежание фальсификации. А если в вашем авто присутствуют оригинальные запчасти, редкие элементы или ценные, исторически возникшие отметины, то это потребует дополнительных экспертиз. Цена входа в лигу коллекционеров ретро машин шестизначная. Специалист по рекламе Райнхард Хипель из Гамбурга это знает, как никто. Несколько лет назад он приобрел Aston Martin DB2, спортивный автомобиль, выпущенный компанией в 1951 году. Автомобиль имел максимальную скорость в 187 км/ч и мог разгоняться от 0 до 100 км/ч за 11.2 секунд. Хипель заплатил солидную сумму, но удовольствие от покупки гораздо выше. «Процент прироста стоимости моего DB2 выражается в двузначной цифре, — сообщает он. — Ежегодная оценка для страховой компании подтверждает это». Коллекционер разделяет мнение экспертов, которые предсказывают дальнейший рост рыночной стоимости. Хипель регулярно ездит на выставки на своем зеленом coupe, посещает аналогичные мероприятия по всей Европе. Для него автомобиль — рентабельная инвестиция, приятный дополнительный доход.

Ситуация на рынке классических автомобилей в настоящее время стабильна, и вхождению на него ничто не мешает. К тому же ретро автомобиль не обязательно рассматривать только как инвестицию. У этой собственности есть «побочный эффект» в виде увлекательных выездов, интересных клубных встреч, захватывающих мероприятий, а для смельчаков еще и ралли исторических автомобилей.

Тщательный выбор объектов коллекционирования и своевременное определение стратегии имеют решающее значение для успешного инвестирования в четырехколесный агрегат. Риск, естественно, как и при любом капиталовложении, есть, но, по крайней мере, вы всегда будете с удовольствием любоваться на благородное металлическое изделие, стоящее в вашем гараже.