Легендарный Pontiac Firebird


Мы уже рассказывали о легендарных американских автомобилях. Продолжая рубрику, нельзя не упомянуть о детище General Motors — Pontiac Firebird. Собранный, можно сказать, по частям от Chevrolet Camaro и Pontiac GTO предстал перед миром под названием «Жар-птица».

Firebird, кстати, изначально GM долгое время называл свои сюрреалистические концепт-кары, абсолютно не связанные друг с другом, но в 1967 началась самостоятельная история этой птички, закончившаяся в 2002 году.




Первое поколение 1967—1969 года выглядело по моде конца 60-х: культ дизайна бутылки «Кока-колы» присутствовал во многих автомобилях тех лет. Но подразделению Pontiac не приходилось особо выбирать и разрабатывать собственный дизайн — производство двухместного автомобиля купе и кабриолет для них был под запретом, так как правление GM усмотрело в этом прямую внутреннюю конкуренцию с Chevrolet Camaro. Посему Pontiac было предложено взять за базу Camaro, добавить или изменить несколько деталей и успокоиться по поводу расширения модельного ряда двухместным авто. Firebird того поколения отличал лишь задний блок фар от Pontiac GTO и передние четыре круглые фары вместо двух на Camaro.

Базовая модель была представлена рядной шестеркой (1−6) с однокамерным карбюратором. Последующая модель поставлялась с четырехкамерным карбюратором, однако покупатели предпочитали V-образную восьмерку объемом 5,3 л. и мощностью 285 «лошадок» или 325-сильную восьмерку, взятую с Pontiac GTO, объемом 6,6 л. Кузов на протяжение выпуска первого поколения претерпевал совсем несущественные видоизменения: добавился бампер Endura, фары и решетка радиатора, повторители поворотников и боковые габариты.

В 69-м году планировалось представить новое поколение Firebird, но вследствие технических проблем выпуск задерживался, а руководство компании в попытке продлить продажи первого поколения намеренно искореняло заявления о презентации новых автомобилей из своей рекламы и печатной продукции. Все же в феврале 1970 появились новые «птички» с совершенно ином кузовом.

На смену им пришел агрессивный приземистый дизайн. Именно этот вид кузова закрепился на одиннадцать лет за Firebird. Только небольшое изменение в фарах в 1977-м и 1981-м годах: четыре передние фары стали квадратными, в то время как у Camaro продолжали оставаться две круглые. Новый увесистый бампер, гасящий удары, и другие изменения, влияющие на безопасность, добавили машине массы. Второе поколение весило непомерно много — 1750 кг.

Двигатель 445-й высокой производительности 7,5 литра поставлялся с модификацией Firebird Trans Am — к сожалению, это было последнее поколение легендарных маслкар двигателей. В 1973-м году была создана модифицированная версия этого движка с названием SD-455. Четырехточечное крепление подшипников коленчатого вала, усиленный блок цилиндров, шатуны и головка блока с более высокой пропускной способностью (позаимствовано у Pontiac GTO Ram Air 1967 года), улучшенные алюминиевые поршни — все это дало 290 лошадиных сил. Но даже со своей массой в 1750 кг и 290-сильным мотором Firebird преодолевал 402 метра за 13,75 секунды — это при том, что гоночные автомобили с неглубокой модификацией двигателей проходили этот отрезок за 14,5 секунды. Этот факт заинтересовал энтузиастов автоспорта и журнал High Performance Pontiac, последний провел над «фениксом» серию тестов, которые выявили вместо 290 л.с. целых 371.

Автолюбители, успевшие приобрести эти машинки, оказались счастливчиками, так как эти двигатели вскоре запретили из-за требований к выбросам.

Следующее десятилетие с 1982 по 1992 год пришлось на третье поколение, с уменьшенной массой, обтекаемой аэродинамической формой кузова и системой компьютерного контроля двигателя. Все это вкупе выдало быстрый экономичный автомобиль со сниженным уровнем выбросов вредных веществ.

Это поколение до сих пор в большом количестве встречается на американских дорогах и облюбовано телевизионщиками — вспомнить хотя бы сериал «Рыцарь дорог», где Pontiac Firebird был вторым главным героем по имени КИТТ.

Четвертое поколение продолжили выпускать с модифицированным аэродинамическим кузовом, более обтекаемым, с выдвижными передними фарами. Вот только любителям «фениксов» такие перемены не пришлись по душе: автомобиль растерял свою приземистость и грандиозность, клинообразность и остроту, оставив лишь мягкие плавные черты в угоду моде девяностых и двухтысячных. Последний автомобиль этой марки Pontiac выпустил с конвейера в 2002-м году.