Marmon v16


Страстный коллекционер старинных автомобилей Питер Дирк — герой романов Клайва Касслера и своеобразный преемник Джеймса Бонда — жемчужиной своего собрания раритетов считал Marmon v16 1931 года. И на это у него была масса причин.

Компания Nordyke & Marmon Со, выпустившая один из самых заметных автомобилей довоенного времени, была основана в 1851 году. Фирма успела попробовать себя во многих технических направлениях, пока в 1902-м не представила публике полноценный автомобиль.

Основатель и владелец Nordyke & Marmon Co Говард Мармон создал свое первое детище довольно мощным и современным для тех лет: машина оснащалась мотором V4 с принудительной смазкой. Уже первенец компании показал основную тенденцию фирмы — делать автомобили большие, роскошные, с достаточным запасом мощности.



Впоследствии Nordyke & Marmon Со, чье автомобильное подразделение было сокращено до названия Marmon, придерживалась этого направления — машины фирма производила все роскошнее, их репутация становилась все выше. 20-е годы прошлого века стали золотым временем компании Говарда Мармона: машины Marmon пользовались невероятным успехом среди состоятельных клиентов, борясь за основную аудиторию с великолепным Cadillac. Конструируя и выпуская автомобили с 8− и 12-цилиндровыми двигателями, Marmon все же отставал от фирмы Cadillac, которая баловала своих клиентов машинами с двигателем о 16 цилиндрах. Технические подробности мало интересовали покупателей авто в США первой трети XX века, а количество цилиндров указывало в основном на престиж автомобиля.

Руководство компании, весьма заинтересованное догнать и перегнать своего ближайшего конкурента Cadillac, дало команду на разработку мотора с 16 цилиндрами. Говард Мармон лично принимал участие в работе над двигателем. Сначала планировалось просто объединить два 8-цилиндровых мотора, однако эта идея не сработала, так как вес планируемого силового агрегата был устрашающе большим. Потеряв драгоценное время, конструкторы начали работу с чистого листа. Создав мотор с нуля, с лишним весом решили бороться при помощи алюминия, сделав из крылатого металла блок цилиндров, голову двигателя.

Несмотря на огромный рабочий объем в 8 литров, новейший двигатель Marmon был настолько легок, что обладал практически самой высокой удельной мощностью среди американских машин того времени. Данным мотором решили оснастить самую роскошную модель в линейке компании — Marmon v16, которая была доступна с кузовами седан и кабриолет. Презентация авто прошла ранней осенью 1929 года, за полтора месяца до «черного вторника» — 24 октября.

Публика встретила новинку радостно, и все обещало успешное будущее модели, однако биржевой крах изменил ситуацию. Во время Великой депрессии авто, естественно, практически не продавались, а такие роскошные, как Marmon v16, и подавно.

Компании удалось реализовать около 390 экземпляров машин с двумя вариантами кузовов. В 1933 году руководство фирмы поняло, что дальше производить лимузины такого класса совершенно нерентабельно, и закрыло все «легковое» подразделение Marmon, сосредоточившись на выпуске грузовиков и хозяйственной техники. Впоследствии это подразделение было продано Томасу Такеру — легендарной личности в истории автомобильной промышленности, который уже тогда готовил базу для производства своих оригинальных машин Tucker.

Из произведенных 390 автомобилей Marmon v16 около 80 до сих пор на ходу и поддерживаются в отличном состоянии. Стоимость таких машин на аукционах только начинается со 100 000 долларов. Хотя, стоит отметить, что модель v16 не так часто выставляется на продажу — мало кто хочет расставаться с автомобильной легендой США начала 30-х годов.