Оценка стоимости вертолета


Совершенно неважно, приобретаете вы вертолет или, напротив, продаете, в любом случае знания о том, из чего складывается его стоимость, помогут вам остаться в выигрыше.

В силу специфики конструкции вертолета самые значимые «микроэлементы», влияющие на его стоимость, представлены количеством часов, которое компоненты воздушного судна провели в полете, во-первых, начиная с даты производства, а во-вторых, с момента капитального ремонта. К подобным составляющим относят двигатель, вал трансмиссии, автомат перекоса винта, лопасти несущего и рулевого винтов, органы управления полетом.

Одним деталям необходим периодический капремонт, после чего они вновь устанавливаются на вертолет, другие с определенным интервалом приходится менять на новые или на те, что еще пригодны для использования. Комплектующие, которые подлежат ремонту, часто называют ротируемыми, а те, что требуют непременного замещения, — с ограниченным сроком службы.



Большинство деталей, содержащих серийные номера, имеют ограничение по времени эксплуатации, и то, насколько выработан их ресурс, является решающим при формировании стоимости вертолета на вторичном рынке. Чем больше налет, тем ниже цена, и наоборот. Правда, когда срок службы таких компонентов истекает, их можно заменить или починить, тем самым повысив стоимость воздушного судна примерно пропорционально потраченным средствам.

При одинаковом налете падение стоимости различных комплектующих может заметно отличаться. Применяется множество формул, чтобы выявить, насколько в среднем отработали детали вертолета в каждый конкретный момент жизненного цикла воздушного суда. Время выработки можно узнать, изучив бортовой журнал и сервисную книжку, в которых отображается полетное время, замена или ремонт компонентов, проводимые осмотры корпуса или двигателя. По каждой серийной детали ведутся свои записи, что немаловажно, поскольку комплектующие часто переустанавливают с одних вертолетов на другие. Стоит отметить, что подобные материалы абсолютно необходимы как при эксплуатации вертолета, так и при его продаже, поскольку любой авиационный инспектор может запретить полеты на воздушном судне, если какой-либо информации не обнаружится или она будет неточной. Внесение же сомнительных данных и вовсе рискует обернуться приостановкой полетов всего флота. Некоторые компоненты, например двигатели, обслуживаются по контракту на базе почасовой оплаты. По его условиям оператор воздушного судна платит фиксированную ставку с каждого летного часа производителю комплектующих, а тот в свою очередь обязуется заменить пришедшую в негодность или отслужившую свой срок деталь на точно такую же, но отремонтированную. Таким образом, запчасти, на которые распространяется данная программа, всегда будут квалифицироваться как компоненты «с нулевой или низкой выработкой», то есть близкой к новому изделию. Каждая такая деталь сохранит высокую стоимость, независимо от фактического периода эксплуатации. Подобная программа представляет собой нечто большее, чем просто договор страхования, поскольку предполагает проведение плановых форм обслуживания, что, безусловно, оказывает весомое влияние при оценке вертолета.

Стоимость установленного оборудования и авионики уникальна для каждого вертолета. Оборудование, которое может применяться в различных ситуациях, например при медицинской эвакуации, в поддержке и освоении шельфовых месторождений и для эксплуатации в личных целях, как, впрочем, и то, что повышает производительность вертолета, служит серьезной прибавкой к стоимости воздушного судна. Так, стоимость одного и того же вертолета с GPS-навигатором Garmin 430 (одной из самых популярных моделей) будет выше, чем у того, где будет установлено другое, менее востребованное устройство, даже если изначально оно было дороже.