Покупка частного самолета


Люди давно и отлично летают — как птицы. Собственный самолет — это статус, комфорт, экономия времени, а значит, и не нервы успокаивает.

Собственный самолет — счастье, которое можно купить за деньги. Осталось только понять как.



Зачем покупать собственный самолет

Так уж получилось, что самолет, даже не частный, обычный — место, где с вами возятся. Казалось бы, зачем обедать на борту во время трехчасового перелета? Человек очень часто в течение дня ничего не ест несколько часов и совершено от этого не страдает. Но в самолете обязательно нужно поесть, выпить и позадавать стюардессе идиотские вопросы. А теперь представьте, насколько сильнее будет эффект, если этот самолет ваш.

Пример. Один знаменитый гонщик «Формулы-1», имя которого мы назвать не можем, но он выиграл Гран-при Монако-2012, летел оттуда в Ниццу на частном самолете. Летел себе, летел, но вдруг случилось нехорошее. Уже на подлете к точке Б он обнаружил, что на борт загрузили не его любимый абрикосовый джем, а какой-то неприятный малиновый. Гонщик возмущенно потребовал развернуть самолет и лететь обратно, что и было исполнено. Наземные службы в Монако оповестили о ЧП — и абрикосовые джемы (на всякий случай несколько, от разных производителей) были срочно доставлены в аэропорт. Благодаря этому самолет смог взлететь почти сразу после приземления. Довольного и измазанного нужным джемом гонщика успешно доставили в Ниццу со второй попытки.

Но это скорее история о душе. У частной авиации в современном мире, оказывается, есть и финансовые преимущества. Так, на Западе любят ссылаться на исследования, которые, например, утверждают: если у компании есть собственный воздушный парк, она работает эффективнее конкурентов. И действительно, вряд ли среди 500 крупнейших компаний мира, по версии журнала Fortune, вы найдете хотя бы десяток таких, которые бы не пользовались услугами деловой авиации.

Все просто. Покупать собственный самолет нужно тогда, когда вы чувствуете в нем потребность, а в себе — возможности. Когда ваш собственный график уже не получается согласовать с расписанием авиакомпаний, свой самолет из каприза превращается в необходимость. И дело даже не в приятных кожаных креслах, собственном шеф-поваре и хорошенькой стюардессе. По-другому вы просто не успеваете работать. А вообще, что это за привычка — чувствовать себя виноватым за простое желание жить с комфортом? Купить частный самолет можно именно  из-за кожаных кресел, шеф-повара и хорошенькой стюардессы.

Как выбрать частный самолет

Сделать это очень нелегко — выбор огромный. В мире существует 6 основных производителей: Bombardier Aerospace, Cessna Aircraft, Dassault Aviation, Embraer, Gulfstream Aerospace, Hawker Beechcraft Corporation. И это не считая гигантов Airbus и Boeing, которые давно строят не только обычные пассажирские самолеты, но и вполне приличные частные. В каждой европейской столице есть шоу-румы, где вы можете посмотреть на разные модели. В России для этого лучше всего подходит выставка деловой авиации JetExpo.

Самолеты делятся на классы: от трансконтинентальных «летающих дворцов» — бизнес-лайнеров — до легких и небольших машин, рассчитанных на двухчасовые полеты. В России популярнее всего самолеты большого и дальнего классов. Это совершенно не связано с широтой русской души, скорее с широтой русских просторов. Наши необъятные территории хороши, когда хвастаешься ими перед иностранцами. А вот если нужно регулярно попадать, например, из Москвы в Сургут, недолго и утомиться. Даже до ближайшей Европы от нас 3−4 часа лету. Так и получается, что российский покупатель фактически вынужден покупать самолеты подороже, что, конечно, не очень хорошо сказывается на нашей репутации за рубежом, но не обращайте внимания, им не понять, каково это — лететь 9 часов подряд, не покидая воздушного пространства собственной страны.

Сколько стоит самолет

Это неважно. Первое, что нужно четко понять, сама по себе покупка частного самолета — хотя и довольно значительная часть ваших будущих расходов, но не единственная, и точно не главная. А вот сумма текущих расходов на обслуживание может шокировать. Это траты на топливо, техобслуживание, питание, экипаж, страховку и так до бесконечности. В среднем в год придется отдавать 5−7% от стоимости самолета. То есть мы говорим о сумме, которая колеблется от сотни тысяч до нескольких миллионов долларов.

Естественно, чем чаще летаете, тем дешевле стоит один летный час, но от этого, конечно, не легче. В принципе часть расходов можно компенсировать, сдавая самолет в чартер, но здесь уж будьте осторожны: многие авиакомпании врут, что вы можете даже получать прибыль от продажи чартеров. Не рассчитывайте на это.

Как летать не покупая

Если вы летаете меньше 300 часов в год, эксперты (много они понимают) скажут, что до собственного самолета вы еще не доросли. Как бы это ни звучало, но есть и более экономичные способы жить роскошной жизнью, например бизнес-чартер. Сотни европейских авиакомпаний будут счастливы на вас заработать, но на практике все может оказаться не так приятно, особенно если вам нужно вылететь срочно и у вас какие-то специальные требования к меню или обслуживанию.

Вариант повеселее — долевое владение. Вы платите только за часть самолета (тогда и расходы на его обслуживание не так крепко сжимают вам горло) и получаете определенное число летных часов в год. В такой схеме очень много юридических нюансов, а в российских условиях количество бумажной работы утраивается. Есть всего одна компания, которая согласна пройти с вами все круги нашего бюрократического ада — старейшая и крупнейшая Netjets. И та согласна возить вас в Европу и весь остальной мир, но не по внутренним российским маршрутам (законы не позволяют).

Удовольствие для избранных

А число таких избранных растет. В мире еще в 2012 году насчитывалось 28 920 самолетов. На долю России приходилось от 150 до 400 бизнес-джетов (более подробно бизнес-авиацию России мы обсуждаем в одной из наших статей). Абсолютное большинство из них зарегистрировано за границей — люди берегут нервную систему. Помните! Пока экономический кризис крепчает, цены расти не будут. Время покупать!