Как защититься от солнца


Солнцезащитные средства найдутся в каждом отпускном чемодане. Главное — правильно ими воспользоваться. В данной статье мы расскажем о том, как защититься от солнца и развеем десять мифов.

Тема защиты от солнца — хороший пример эффективности рекламных компаний. Еще 20 лет назад единственным средством, которое ассоциировалось у россиян с пребыванием на открытом солнце, была сметана. Пришедшие в Россию западные косметические концерны столкнулись с полным отсутствием знаний об опасности солнца, необходимых для продаж средств с SPF. 20 лет спустя солнцезащитными кремами регулярно пользуется каждый третий житель России.




Первые средства с маркировкой SPF — и, собственно, сам термин — появились в 1970-е в Америке, до этого тема защиты от солнца публично не поднималась.

В Древнем Египте рецепт санскрина был доступен только высшей знати: травяные экстракты, минеральная крошка, глина и масло. А в 1940-е Американская медицинская ассоциация получила от командования вооруженных сил США сверх-секретный запрос на разработку солнцезащитного средства для солдат. Его формула, революционная по тем временам, была признана военной тайной. Сегодня информация на эту тему доступна всем желающим, однако количество мифов, связанных с защитой от солнца, с годами не уменьшается.

Миф первый — средства с SPF 100 в три раза эффективнее SPF 30

SPF 50, 50+, 70 и даже 100 — производители солнцезащитных средств устраивают настоящую гонку за цифрами, а белокожие туристы уверены, что, намазавшись «пятидесяткой», смогут провести на пляже целый день. Но все не так просто. Чтобы определить степень защиты крема от загара, ученые отбирают 20 человек и выясняют, при каком уровне солнечного излучения каждый из них получает ожог, ничем не защищаясь от солнца. Затем на кожу испытуемых наносят крем и вновь замеряют «ожоговое время». Этот показатель делят на первый, а полученный результат и является фактором SPF. Проще говоря, SPF характеризует вовсе не время, а количество УФ-излучения: фактор «20» позволяет человеку безболезненно выдержать в 20 раз большую дозу ультрафиолета, чем без него. Это число, естественно, не может бесконечно увеличиваться. Средства с SPF 15 в среднем поглощают 93,3% лучей, SPF 30 — 96,7%, SPF 50 — 98%. Одним словом, разница между «тридцаткой» и «пятидесяткой» невелика, а между «пятидесяткой» и потенциальной «соткой» ее вообще практически нет. Именно поэтому во многих странах запрещено указывать на этикетке солнцезащитных средств SPF выше 50: по сути, это просто маркетинговый прием, способный к тому же ввести в заблуждение — такой крем обновляют реже и ведут себя на солнце с ним менее осторожно: большие числа успокаивают.

Миф второй — смуглая кожа не нуждается в защите от солнца

Немного физики: солнечное излучение, достигающее поверхности Земли, делится на два спектра — UVA-лучи и UVB-лучи. UVA, отвечающие за загар, считаются более безобидными, хотя и они в больших количествах вызывают аллергию и нарушения пигментации. А вот UVB однозначно вредны, так как провоцируют фотостарение, ожоги и развитие рака кожи. Темная от природы кожа содержит много меланина и отчасти удерживает атаку UVA, но смуглые люди не застрахованы от меланомы, аллергии и перегрева, вызванных UVB-лучами. Им нужно пользоваться защитным средством с SPF около 20 и точно так же избегать открытого солнца с 11 утра до пяти часов вечера.

Миф третий — фактор SPF блокирует синтез витамина D и препятствует загару

Заблуждение, что солнцезащитные средства не дают загореть — одно из самых распространенных и опасных. Большинство таких кремов защищают от вредоносных лучей UVB, но пропускают UVA, вызывающие загар. Поскольку в последние годы стало известно, что UVA тоже не стопроцентно безопасны, хорошим тоном считается добавлять в средства немного защиты и от них. Оптимальное соотношение фильтров UVB- и UVA-лучей в солнцезащитном креме — три к одному. Это значит, что у покупателя отберут немного загара, но зато обеспечат максимальную безопасность.

С витамином D все сложнее: до недавнего времени считалось, что солнцезащитные средства в той или иной степени препятствуют его выработке. А в этом ничего хорошего нет, ведь «витамин солнца» необходим для здоровья костей, суставов и всех тканей организма. Только в 2013 году было опубликовано масштабное исследование лондонского Института дерматологии, доказавшее, что SPF не мешает получать пользу от солнца. Ученые провели эксперимент, для которого 700 человек отправили на пляж в Испании. Их поделили на две группы: в течение недели одни загорали без солнцезащитного средства, другие его использовали. В результате выяснилось, что уровень витамина D в организме всех участников повысился примерно одинаково, то есть SPF второй группе не помешал.

Миф четвертый — большинство средств с SPF вызывают аллергию и раздражения, а значит, портят

Есть два способа как защититься от солнца: физический и химический. Речь, конечно, идет не о тайных военных операциях, а о вполне конкретных ингредиентах кремов и лосьонов.

Физические фильтры — это твердые частицы, которые работают только на поверхности кожи, не проникая в нее. Производители обычно используют оксид цинка или диоксид титана. «Физические» кремы и лосьоны отличаются довольно тяжелой текстурой и насыщенным белым цветом.

Химические фильтры, появившиеся около десяти лет назад, сразу обрели бешеный успех: они легкие, ароматные и хорошо впитываются. Проникая в дерму, ультрафиолет атакует не клетки, а химические вещества, среди которых авобензон и октиноксат. Их содержание в косметике может быть всего 1−2%, этого достаточно для надежной защиты.

Несмотря на то что химические средства куда более приятны в эксплуатации, физические фильтры намного безопаснее и крайне редко вызывают аллергию, так как не проникают в кожу. Если прекрасный крем с легкой текстурой и «химическим» SPF вызывает покраснения, стоит купить средство на основе оксида цинка.

Важный момент: для долгого ничегонеделания на пляже подходят только лосьоны с физическими фильтрами. Химические вещества начинают окисляться уже через пару часов на солнце и превращаются в опасные свободные радикалы.

Миф пятый — водостойкие солнцезащитные средства достаточно наносить раз в день

Печальная правда такова: большинство людей используют санскрины с SPF 30 настолько неправильно, что эффект снижается до SPF 4. Одна из грубейших ошибок — не повторять нанесение

солнцезащитного средства в течение дня. Отчасти в этом повинны сами производители, уверяющие, что их продукция надежно защищает «24 часа».

На самом деле надпись waterproof означает лишь то, что крем защищает вас от ультрафиолета и во время плавания. Срок жизни любого солнцезащитного средства — два часа на суше и около сорока минут в воде, затем его нужно наносить повторно. Если вы насухо вытерлись полотенцем, поиграли в пляжный волейбол или полежали на песке, стоит сразу же намазаться заново.

Миф шестой — для защиты от солнца достаточно тонкого слоя крема

Чтобы средства с SPF работали правильно, на них придется выделить отдельный бюджет. Ведь расход солнцезащитного крема, рекомендуемый врачами, — 2 мг на квадратный сантиметр кожи. Рассчитывать формулу на калькуляторе не нужно: взрослому человеку в среднем требуются две столовые ложки санскрина для тела и чайная ложка для лица. При повторном нанесении нужно использовать ровно столько же. Средство с физическим фильтром стоит наносить на дневной крем, а с химическим — наоборот, до обычного ухода.

Миф седьмой — средства с SPF начинают работать сразу после нанесения

Неторопливо мазаться солнцезащитным кремом, потягивая коктейль на пляже, — очень плохая мысль. Средства с SPF начинают работать только через 20−30 минут после нанесения, поэтому воспользоваться ими нужно заранее. Эксперты советуют не втирать крем в кожу, а распределять его ровным слоем и давать впитаться — так защита будет лучше. Все солнцезащитные средства стоит наносить на чистую сухую кожу, в идеале — тщательно отшелушенную легким скрабом или пилингом.

Миф восьмой — закрытая одежда и шляпы защищают лучше всякого крема

Прохладная, легкая одежда и головной убор необходимы в жарком климате, но от вредного воздействия ультрафиолета они не уберегут. Как ни странно, самыми лучшими защитными свойствами обладает совершенно не подходящая для пляжа одежда: плотная, темная, нетянущаяся и из синтетических тканей, например нейлона или полиэстера. Но SPF таких тканей все равно будет меньше, чем у хорошего крема, — не больше 20.

Многие марки одежды, особенно австралийские (озоновый слой, поглощающий ультрафиолет, над Австралией очень тонок), предлагают невесомые пляжные костюмы с солнцезащитной пропиткой — на них стоит обратить внимание, если планируется проводить на солнце много времени, а намазываться кремом каждый час не хочется.

Миф девятый — сочетание специальных средств и декоративной косметики с SPF усилит защиту

В наши дни производители считают хорошим тоном добавлять защиту от солнца в любую косметику — тональные кремы, пудру и даже тени. Но вопреки расхожему мнению, факторы из разных средств не суммируются: лосьон-«тридцатка» и пудра с SPF 8 не обеспечат защиту на 38. Разница в составах, текстуре и химических формулах не позволяет «солнечной» косметике сотрудничать. Работать будет только самое сильное средство — то, у которого выше SPF. Кроме того, фактор SPF в косметике не превышает 10−15 и, как правило, спасает только от UVB-лучей. Косметика с защитой от солнца отлично подходит для городских перебежек из машины до дома или офиса, но на пляже нужно пользоваться специальными кремами.

Миф десятый — грамотно используя средства с SPF, можно находиться на солнце сколько угодно

Ни одно защитное средство не защищает от солнца и блокирует ультрафиолет полностью, поэтому организм хоть немного вреда, но все-таки получает. А за целый день на пляже доза облучения становится довольно высокой. Кроме того, ни один санскрин не застрахует от теплового удара. Американская академия дерматологии официально рекомендует не проводить на открытом солнце больше трех часов, даже если солнцезащитный крем нанесен по всем правилам.